Оборудование, которого нет

Президент поручил произвести в России технику, которая потребуется сотовым операторам из–за "закона Яровой".

Надо срочно организовать в России производство оборудования, которое понадобится закупать в связи с "законом Яровой", — такую установку дал президент РФ Владимир Путин. "Это нужно сделать оперативно, надо загружать свои предприятия", — цитирует Владимира Путина Интерфакс. Поручение было дано сразу после доклада главы Минкомсвязи Николая Никифорова, который предложил разместить соответствующий заказ на российских предприятиях. По его словам, Минпромторг поддерживает инициативу.
Речь идет в основном об оборудовании для хранения больших объемов данных. Ведь "закон Яровой" предписывает операторам связи хранить данные о поведении абонентов в Cети в течение длительного срока, до полугода. Связисты уже оценили свои неожиданные расходы на покупку техники в триллионы рублей.

Вечный поиск

В сети дата–центров "Селектел" поясняют, что необходимое для дата–центра оборудование можно разделить на три вида. Первый — телекоммуникационное оборудование, тут основные поставщики — Huawei, Cisco, Juniper. Второй — серверы, их покупают у IBM, Dell, Intel, HP. Третий — системы хранения данных: те же IBM и HP, а еще Hitachi, EMC, NetApp. Все это крупные зарубежные производители, преимущественно азиатские и американские. И вот в один ряд с ними российское правительство хочет поставить предприятия, неизвестные не то что на международном, но и на российском рынке.
"Появляются какие–то российские предприятия, заявляющие о готовности поставлять требуемое оборудование, — говорит представитель одного из операторов связи. — Но этого оборудования никто в глаза не видел, а на одно только тестирование уйдут годы. Ведь ставить ненадежную технику на сбор личных данных — это более чем неразумно. Никто не возьмет на себя такую ответственность".
Возможно, отечественных поставщиков стоит поискать среди производителей оптоволокна или электрических компонентов, отмечают отраслевые аналитики. Однако представитель петербургского стартапа, который некогда поддержало "РОСНАНО", уверяет, что по части оптоволокна поставщиков в России точно не найти.
"Коммерческих производителей оптоволокна в России фактически нет, — констатирует Леонид Карачинский, генеральный директор ООО "Коннектор Оптикс". — Если кто–то в России заявляет, что готов поставлять оптоволокно для дата–центров, они точно собираются делать это на импортной компонентной базе. В России в принципе нет технологии, которая легла бы в основу создания оптических компонентов для сверхскоростной передачи данных. У нас такая технология есть. Срок реализации продукта — 2–3 года с момента финансирования. Но за этим финансированием я хожу уже 5 лет".
Действительно, в свое время предприятием "Коннектор Оптикс" и его подразделением "Коннектор Оптикс Технолоджис" интересовались "РОСНАНО", "Сколково", компания пыталась получить кредит у Фонда развития промышленности, но слова поддержки нигде не были подкреплены деньгами в требуемом объеме.

Рука помощи

Между тем китайские предприятия заявляют о своем большом интересе к поставкам оборудования в связи с "законом Яровой".
"Мы давно имеем в своем распоряжении все необходимые решения для хранения больших объемов данных, — говорят в Huawei. — Они применимы для задач по хранению абонентских данных, поставленных перед операторами связи. Если возникнет необходимость проработать дополнительный функционал, у нас есть RnD–центры, чтобы реализовать поставленные даже нестандартные задачи в самый короткий срок".
Не менее бодро отозвались в Lenovo: "Мы всегда готовы обеспечить дополнительный спрос на enterprise–оборудование (для предприятий. — Ред.), включая серверы и хранилища данных. В прошлом году мы приобрели у IBM подразделение x86, которое занимается производством серверов. Кроме того, мы сейчас открываем OEM–производство (сборочное) на территории России вместе с компанией "Технопром", что позволит нам более оперативно реагировать на запросы рынка".