Как за пять шагов открыть бизнес по Uber-модели

Автор фото: Сергей Петров

Бизнес–модель американского стартапа Uber вдохновляет российских предпринимателей на новые идеи. По модифицированной Uber–модели в Петербурге работают компании YouDo, Busfor и еще около десятка интернет–сервисов. Так, фирма Qlean благодаря такому формату планирует в 2017 г. достичь оборота 1 млрд рублей.

В 2014 году Александр Коровин, Никита Павлов и Никита Репешко создали интернет–сервис Qlean (ООО "Лайка энтерпрайз"), помогающий уборщикам квартир и их клиентам найти друг друга. За основу предприниматели взяли бизнес–модель стартапа Uber (поиск исполнителя работ, вызов и оплата услуг через Интернет).
По словам Александра Коровина, первые затраты окупились через несколько месяцев. Qlean также получает комиссию с каждой сделки и не берет исполнителей работы в штат, однако, в отличие от проекта–прототипа, в этой компании головная фирма обеспечивает исполнителей оборудованием, обучает их и отвечает за их ошибки перед клиентами.

Не экономить на старте

Первоначальные инвестиции Qlean составили 10 млн рублей: сюда вошли разработка программного обеспечения, аренда офиса возле станции метро "Владимирская", обучение 40 уборщиков (оно включает и аренду двух квартир для тренировок), закупка чистящих материалов и оборудования. Сегодня в Петербурге у компании уже более 100 уборщиков и всего четыре штатных сотрудника, которые их координируют. В штате головного московского офиса разработчики, аналитики, маркетологи — всего около 100 человек. Оборот компании — 60 млн рублей в месяц.
Весной этого года Qlean получила 250 млн рублей на региональное развитие от фонда AddVenture. Решающим для инвестора стало наличие у компании разработанной программы, автоматизирующей бизнес–процессы. Это требует больших затрат на старте, но зато по мере роста можно будет экономить на сотрудниках, говорит Александр Коровин. По расчетам Qlean, в следующем году оборот должен достичь 1 млрд рублей в год, через 3 года — 2–3 млрд рублей.
Уязвимое место uber–модели — это исполнители работ. В Qlean каждого соискателя перед обучением проверяет служба безопасности — она работает на аутсорсинге. Впрочем, сбои в работе все равно случаются: исполнители могут перепутать время, разбить или сломать какую–нибудь вещь заказчика. В таких случаях фирма компенсирует затраты клиента.

Сломанное и разбитое

На российском рынке по системе Uber работают Airbnb, YouDo, Busfor и другие. Артем Алтухов, сооснователь интернет–сервиса Busfor, рассказывает, что uber–модель в автобусных перевозках позволяет владельцу сервиса снизить затраты, а перевозчику — загрузить рейсы. Иначе говоря, сотрудничество подрядчика и сервиса–агрегатора помогает эффективнее использовать активы. Участники рынка среди проблем бизнеса отмечают, что российские клиенты пока только осваивают uber–систему и часто переносят негативные впечатления с исполнителя на компанию.