Сила привычки

Сборная России по футболу покинула Евро–2016. Болельщики требуют перемен в отечественной футбольной системе, хотя нет причин, по которым эти перемены должны произойти.

День национального траура — к сожалению, дежурный. Сборная России отвратительно сыграла на Евро–2016, оказалась побеждена Словакией, команду которой Роман Широков еще недавно называл "колхозом", а затем разгромлена Уэльсом в заключительном матче, в котором нужна была только победа. Горе настигло миллионы болельщиков.
Опять по кругу понеслись размышления: про развитие детского футбола, про клубы — заложники владельцев, про лимиты на легионеров и т. д. Поскольку одни и те же разговоры возникают после каждого крупного турнира, остается задуматься, почему же ничего не меняется.

Никто никому не должен

На самом деле нет ни одной причины, по которой все общеизвестные футбольные проблемы должны кем–то решаться. Не очень понятно, ради кого все это делать, ведь футбол в России не сильно и любят.
Сравнение аудитории, что телевизионной, что непосредственно на стадионах, не оставляет на этот счет никаких иллюзий. Да, когда сам сидишь на стадионе, кажется, что все на свете живут футболом. Но в масштабах страны матчи РФПЛ последнего сезона, например, собирали у экранов в среднем около 3,1 млн человек, или 2% зрителей старше 10 лет. Это вдвое меньше, чем даже 10 лет назад. В ведущих европейских чемпионатах — раз в десять больше. Не заполняется толком ни один стадион, даже у самых знаменитых и популярных клубов Российской премьер–лиги.
Примерно такая же картина наблюдается и с выручкой клубов от продажи атрибутики — это копейки, ничтожные доли в структуре доходов. Не говоря уже о правах на продажу телетрансляций. Зачем вкладываться в то, что интересно 2% россиян, интерес которых к тому же только падает?
Советская футбольная модель ушла в прошлое, и воссоздать ее невозможно. Выстроить профессиональную модель не получилось. Профессиональная — значит зарабатывающая деньги собственными усилиями, как, например, в той же Европе.
А футбол в России по–прежнему социальное явление, нуждающееся в постоянной финансовой поддержке со стороны богатых людей, чтобы немногочисленным болельщикам было приятно.
По старой памяти болельщики считают, что спортсмены им должны. Ну не им — стране. Но нельзя задолжать тому, кто не давал тебе в долг. Можно говорить, что зарплата главным тренерам сборной России уже давно только технически проходит через ведомости РФС, всем известно, что на самом деле деньги могут давать и олигархи.
Похоже, голландцам платил Роман Абрамович, деньги на зарплату Фабио Капелло дал в итоге Алишер Усманов. Поэтому Фабио Капелло должен Алишеру Усманову, а не РФС и российским болельщикам, и отчитываться обязан перед ним же. Ну и перед тем, кто Усманова попросил.
В системе российского футбола есть люди, которые тратят деньги, и те, кто их зарабатывает. Болельщик в этой системе никто, нахлебник, который проявляется раз в 2 года и начинает что–то требовать, ему, видите ли, понадобилось испытать национальную гордость. Эти регулярные вопли система с легкостью игнорирует. Она не будет меняться ради них просто потому, что от болельщика никак не зависит. Зрелище, которое болельщику показывают, — чистая благотворительность.

Ждать и верить

Казалось бы, при чем тут деньги, когда речь идет о национальной гордости, о сборной, игроки которой должны биться за честь флага? При том, что система, вершиной которой является сборная, появится только тогда, когда появятся причины вкладываться в ее создание в расчете на постоянную долгосрочную прибыль. И еще при том, что только так у футболистов и тренеров появится ощущение ответственности перед болельщиками. Немного обобщая, можно сказать, что именно так все и скидываются на развитие.
Пока что воплощением русской идеи является присоединение Крыма: не приложив совершенно никаких усилий, россияне внезапно проснулись как–то утром, и, смотри–ка, а мы тут, оказывается, одержали великую победу — ура, давайте радоваться. В ожиданиях от Евро и чемпионатов мира — желание такого же неожиданного счастья: чтобы ничего не делать, и вдруг — раз! — и в полуфинале. Ну потому что флаг же и медведь вот на баннере грозный какой. Но те, кто смотрит на этих медведей, не будут платить по 5 тыс. за то, чтобы смотреть матчи любимой команды, и даже по две вряд ли будут, они пойдут жаловаться президенту. Как это уже было один раз, когда речь зашла о платных трансляциях.
На этот счет есть, конечно, весомые контраргументы. Во–первых, платежеспособность россиян гораздо ниже, чем у европейских любителей футбола. Во–вторых, рядовой болельщик всегда может возразить, что деньги, на которые в российском футболе заказывается музыка, суть народные. Но это слишком длинная и спорная цепочка, которая к тому же очевидно не работает.
Вы требуете перемен, потому что вам не понравилась игра с Уэльсом? Но ведь игра с Голландией 8 лет назад вам понравилась, а тогда все было устроено точно так же.
Давайте просто подождем еще столько же и, может, у кого–нибудь еще выиграем.