Банк отмучился

Центробанк отозвал лицензию у крупнейшего банка Ленобласти — Рускобанка, несмотря на то что были инвесторы, желающие его приобрести.

Центробанк (ЦБ) с 21 июня отозвал лицензию у АО "Русский торгово–промышленный банк" (Рускобанк), 25%+1 акция которого принадлежали правительству Ленобласти. Согласно официальному сообщению регулятора, банк не исполнял обязательные нормативы ЦБ, нарушал "антиотмывочный" закон и проводил высокорискованную кредитную политику, размещая средства в активы неудовлетворительного качества.
Рускобанк — крупнейший областной банк — был основан в 1989 году и входил в состав Восточно–Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) известного опального банкира Александра Гительсона, который был осужден за мошенничество по двум уголовным делам в целом на 5 лет и 2 месяца лишения свободы. Всего у Рускобанка 24 отделения в Ленобласти, три — в Петербурге и одно — в Севастополе. На 1 июня кредитная организация занимала 256–е место по величине активов в стране (7,7 млрд рублей) и 18–е — в регионе. На эту дату вклады физлиц в банке составляли 6,4 млрд рублей, и 783 млн рублей — средства юрлиц. Всего у банка на момент отзыва лицензии было 32 тыс. вкладчиков. Рускобанк — участник системы страхования вкладов, и выплаты вкладчикам–физлицам, согласно сообщению АСВ, начнутся не позднее 5 июля.

Из рук в руки

Рускобанк был одним из немногих оставшихся на плаву банков из ВЕФК, в которую он входил с 2005–го по 2009 год. После распада корпорации в 2007 году правительство Ленобласти купило через допэмиссию 25%+1 акцию Рускобанка. Тогда же выяснилось, что на счетах Инкасбанка, также входившего в ВЕФК, застряли 1,8 млрд рублей, размещенных на депозитах областным бюджетом. В итоге в счет компенсации в пользу региона были арестованы 50%+1 акция Рускобанка, которые область продала за 220 млн рублей ООО "Урса капитал" (сейчас ООО "СМ Капитал") Хачатура Мурадова.
После этого в банке несколько раз успели смениться владельцы. В 2015 году "СМ Капитал" продал свои 54,83% акций банка нескольким акционерам — владельцу ЗАО "Птицефабрика Синявинская" и ОАО "Волховский комбикормовый завод" Никите Мельникову, управляющему петербургским филиалом Связь–Банка Владимиру Виленчику и другим. Сумма сделки тогда оценивалась в сумму от 360 млн до 420 млн рублей.
После этого в банк пришли московские акционеры: 9% приобрело ООО "Финанс–Капитал" Сергея Вальнова, 9% — АО "Век–Сервис" Александра Балашова, 9,75% — ООО "Н–Инвест" Александра Стахеева, 9% — ООО "Ресурс М" Александра Максимова, еще 9% выкупил Александр Дубинин. Все они напрямую или через юрлиц выступают владельцами ПАО "Национальная девелоперская компания" (НДК), которое купило еще 9% акций банка напрямую. Московским девелоперам необходим был банк для развития своего бизнеса на Северо–Западе. Ленобласть много раз пыталась продать свой пакет акций на аукционе, который каждый раз признавали несостоявшимся из–за отсутствия заявок. В последний раз 25%+1 акцию оценивали в 101,9 млн рублей.

Зарегулировали

По версии источника "ДП", основное влияние на Рускобанк мог оказать именно старый владелец — Хачатур Мурадов, под руководством которого банк выдал много кредитов. Накануне отзыва лицензии Следственный комитет (СК) завел уголовное дело в отношении бывшего заместителя директора Рускобанка Антона Юрковца, который работал в банке вместе с Мурадовым с 2013 по 2015 год. По версии СК, бывший топ–менеджер без ведома правления выдал юридическому лицу кредитов на 180 млн рублей. Кредиты не погашены, а в залоге по ним были векселя обанкротившейся компании.
Пришедшая позже команда акционеров пыталась поправить положение и смогла привлечь инвестора в лице НДК. "Когда мы приобретали банк, мы знали о необходимости определенных инвестиций для его финансового укрепления, которые мы и произвели, значительно увеличив его капитал, — прокомментировали в НДК. — Однако позже, с точки зрения Центробанка, оказалось, что проблемы куда серьезнее и требуются еще инвестиции". В итоге компания приняла решение отказаться от этого приобретения. В тот момент к банку стала проявлять интерес китайская компания "Хуа Бао", которая кредитовалась в Рускобанке. Она готова была инвестировать необходимые средства в кредитную организацию. И, возможно, ей бы это удалось, если бы не отзыв лицензии.
Также, по словам другого источника, официальные причины отзыва лицензии, приведенные Центробанком, по всей вероятности, не имеют под собой достаточных оснований. Так, например, обязательные нормативы неоднократно нарушались банком из–за чрезмерных резервов, которые требовал создать регулятор.
В правительстве Ленобласти заявили, что отзыв лицензии у Рускобанка никак не скажется на финансовой стабильности региона.
В банке не размещались средства областного бюджета, и регион в нем не кредитовался.
До последнего момента социальные выплаты в банке получали 597 жителей области, пенсии — около 0,13% пенсионеров региона, сказано в сообщении пресс–службы Ленобласти. Сейчас счета клиентов переводят в другие банки. Как будет проходить процедура выбора кредитных организаций, пока не известно.
Говорить о финансовых потерях правительства Ленобласти пока преждевременно — у банка достаточно активов для реализации, а именно — недвижимости, считают источники, близкие к банку. Например, участок площадью 3 га по на Шкиперском протоке, 18, который в прошлом году на аукционе выставляли за 525 млн рублей, но так пока и не смогли продать.