Высокие отношения

Власти страны опять хотят пересмотреть финансовые отношения центра и регионов. Вряд ли попытка будет иметь успех, ведь речь идет о новой концепции государства.

ВРоссии есть несколько вечных вопросов, поиск ответов на которые отнимает немало времени как у властей, так и у граждан. Кто виноват, что делать, почему у нас такая футбольная сборная и справедливы ли отношения между центром и регионами. Ответ на последний вопрос лежит на поверхности — во всяком случае, раз за разом руководители страны сами признают: несправедливы.
Вот и сейчас к этому выводу пришла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. "Мы считаем, что нужно менять концепцию межбюджетных отношений, — рассказала она в интервью ОТР. — На сегодня 35% всех доходов остается в регионе, а 65% уходит в федеральный бюджет. Это неправильно". По мнению Валентины Ивановны, в таких условиях губернаторы теряют мотивацию к развитию.

Долгая история

Нельзя сказать, что это свежая мысль. За последние 15 лет (если не больше) примерно раз или два в год обязательно кто–нибудь поднимается и говорит: регионы не развиваются! Центр должен дать им больше самостоятельности и денег, собираемых самими же регионами. Нет недостатка в законопроектах, поступающих в Госдуму от региональных парламентов, — все они так или иначе касаются перераспределения доходов. Кремль видит и слышит это.
На излете своего президентского срока, в 2011 году, и Дмитрий Медведев, выступая, кстати, на Петербургском экономическом форуме, уверенно заявил: существующая система распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами неоптимальна. И сразу две рабочие группы, под руководством вице–премьеров Александра Хлопонина и Дмитрия Козака, приступают к разработке новой системы. Группа Хлопонина довольно быстро предложила, например, передать в регионы акцизы на алкоголь, бензин, табак и прочее, а также увеличить их долю в налоге на прибыль. За 5 лет пройден большой путь — недавно президент предложил перечислять регионам половину топливных акцизов, а Министерство финансов уже не исключает передачи части доходов от акцизов на алкоголь.
При этом был принят, например, закон о налогообложении интегрированных бизнес–групп, пробивший бреши в сборе налога на прибыль во многих субъектах Федерации. А Владимир Путин, едва став президентом, торжественно водрузил на плечи губернаторов новые социальные обязательства, из–за чего региональные бюджеты влезли в долги, и теперь правительство думает, что с этим делать.
Большинство трансфертов по–прежнему распределяются федеральным центром вручную, главными донорами для бюджета по–прежнему выступают всего три региона.
Постоянно рассуждать о том, что регионы должны развиваться сами, и при этом поступать наоборот — это уже даже не смешно, это тоскливо. Путин грозит отставками губернаторам, не поддерживающим развитие бизнеса, но скоро уже отставка будет казаться меньшим злом, нежели постоянное ощущение пребывания в соковыжималке. С другой стороны, не вполне понятно, чем недовольна Валентина Матвиенко. Официальной позицией высшего руководства, кажется, считается отсутствие глобальных проблем. Ведь экономика полностью адаптировалась к новым экономическим условиям, именно это россияне регулярно слышат и от президента, и от членов правительства. Даже целое Министерство регионального развития создавали, но распустили 5 лет назад за ненадобностью. Непонятно, за счет чего сенатор собирается поменять систему, разве только бросить регионы на произвол судьбы, объявив, что сокращение трансфертов и есть реформа.

С чистого листа

Написать новую концепцию отношений центра и регионов — такую, которая реально бы сработала, — означает написать концепцию государства заново, практически с нуля, а это страшно.
Строго говоря, не должна быть корректной сама постановка вопроса о каком–то особенном отношении "центра к регионам" в формально федеративном государстве. Как и, например, вечная муниципальная реформа. Такая реформа обречена быть горячей картошкой в руках министров. Какие бы предложения ни вносились, они всегда будут в последний момент резаться, с тем чтобы реальные полномочия оставались в центре, так как управляемость и зависимость регионов для Кремля важнее всего прочего. Глава государства вряд ли забыл, какую силу на рубеже веков представляла составленная губернаторами партия "Отечество — Вся Россия". Хотя никем и не доказано, что, победи она тогда, и дела были бы хуже.