Нефть падает — щепки летят

В Минпромторге РФ считают лес приоритетным стратегическим ресурсом России вместо упавших в цене углеводородов: лесные запасы страны оцениваются в $28 трлн.

Минпромторг РФ разрабатывает новую стратегию развития лесопромышленного комплекса России. Как рассказал Виктор Евтухов, заместитель главы Минпромторга, одним из приоритетных направлений развития ЛПК министерство считает деревянное домостроение. Второе направление — использование продуктов лесопереработки и низкосортного древесного сырья как альтернативного вида топлива вместо угля и мазута.

Каждому по избе

Чтобы стимулировать развитие деревянного домостроения, Минпромторг будет добиваться субсидирования процентных ставок по ипотеке для граждан, которые строят такие дома, а также выделять им участки на льготных условиях. "Минстрою поручено разработать нормативные документы также для развития строительства многоквартирных деревянных домов выше трех этажей. Кроме того, мы будем строить деревянные здания в рамках государственных федеральных и региональных программ — это будут как жилые дома, так и социальные объекты: детские сады, школы, поликлиники", — добавил Виктор Евтухов.
По его словам, сейчас темпы роста деревянного домостроения (6–6,5% в год) не устраивают чиновников. Этот показатель нужно как минимум удвоить.

Опилки — в дело

По оценке заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ, главы Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика, в год в России образуется 80 млн м3 продуктов лесопереработки и низкосортного древесного сырья. За счет их переработки в топливные пеллеты можно получить объем топлива для котельных, достаточный для выработки 110 млн гигакалорий тепловой энергии.
"Чтобы оценить масштабы, можно сказать, что в год Москва потребляет 40 млн гигакалорий", — поясняет Валентик. Он отмечает, что в 45 регионах РФ можно было бы модернизировать котельные и перевести их с мазута и угля на древесное топливо.
Однако стимулировать развитие лесозаготовки и лесопереработки гораздо сложнее, чем деревянного домостроения, отмечает Иван Валентик.
"В последние годы обострилась проблема дисбаланса расположения лесных ресурсов и размещения производственных мощностей для их переработки. Мощности в основном сосредоточены в европейской части России и в Сибири. Но ресурсы вокруг них истощились. Перенести предприятия ближе к ресурсам очень сложно, это крайне дорогостоящий процесс, поэтому нужно внедрять проекты интенсивного ведения лесного хозяйства — например, заниматься лесовосстановлением", — считает Иван Валентик.

ЦБК устарели

Участники рынка отмечают: лесовосстановление — дело нужное, но это перспектива 20–30 лет. А бизнесу необходимо решать существующие проблемы. Многие предприятия не выдержали падения спроса на бумагу, который снижается на 10–15% в год в течение 5 лет. Уже обанкротились несколько десятков крупных ЦБК. Выходом могла бы стать модернизация производства, переориентация на выпуск, например, упаковки, спрос на которую, наоборот, растет примерно на 10% в год. Но денег у лесопромышленников нет.
Из–за истощения ресурсов вокруг ЦБК им приходится возить сырье за 400 км и более. Возрастающие транспортные расходы сильно удорожают сырье и в итоге конечный продукт. Нужно увеличивать интенсивность лесозаготовок, считает Сергей Малков, гендиректор ООО "Сибирский лес". Предприниматели полагают, что государство должно прийти на выручку лесопромышленникам: строить дороги, помогать с финансированием, снижать налоговое бремя. "Без поддержки государства новый ЦБК не построить. Деньги сейчас слишком дорогие, особенно в российских банках. Дешевле получить финансирование в синдикате международных банков — это совершенно абсурдная ситуация", — отмечает президент, председатель правления Segezha Group Сергей Помелов.
Срок окупаемости строительства лесоперерабатывающего завода — не менее 12 лет. Деньги есть у зарубежных инвесторов, признает гендиректор АО "Архангельский ЦБК" Дмитрий Зылев. Но и они очень подорожали из–за политических и экономических процессов последних лет. Усложняет жизнь промышленников и кадровый дефицит. "На ЦБК молодежь не идет — это проблема", — делится Дмитрий Зылев.
Государство пока само не определилось, что, как и когда оно хочет развивать, предполагает Сергей Помелов. Оно должно разработать стратегию развития ЛПК, но не только с точки зрения эффективного использования лесного ресурса, а и с точки зрения развития бизнеса. "Бизнес готов сотрудничать и ждет этой стратегии", — резюмировал Помелов.