Камень на распутье

Производители каменной облицовки констатируют незначительное падение продаж, но предсказать дальнейшее движение рынка пока не могут.

Непростая ситуация в строительной отрасли продолжает негативно влиять и на смежников, в частности на производителей стройматериалов. В сложной ситуации находятся компании, занимающиеся выпуском натурального и искусственного камня — материалов, использующихся для наружной отделки стен. В основном их продукция используется в домостроении, и все перспективы производителей и поставщиков связаны с этим сектором. Компании гадают, придет ли третья волна кризиса на "каменном" рынке или наконец появится перспектива роста.

Инвестиции в отделку

В зависимости от класса объекта недвижимости и амбиций покупателя и застройщика фасады украшаются либо натуральным камнем, либо его искусственными аналогами. Причем, по словам самих производителей, разница в цене между двумя видами камня практически отсутствует.
Несмотря на природную красоту натурального камня, многие предпочитают искусственный, в основном из–за большего разнообразия внешнего вида, расцветок и текстур.
Игорь Оноков, руководитель девелоперской компании "Леонтьевский мыс", оценивает объем затрат на облицовку объекта недвижимости в 5–7% всех инвестиций в строительство объекта. Облицовка камнем, как правило, используется в объектах высокого класса, поэтому материал выбирают исходя из эстетических предпочтений, не особо экономя.
"По сравнению с прошлым годом продажи на рынке сильно не просели", — констатирует Максим Зенин, начальник отдела продаж ООО "Респект" (поставки натурального камня).
С ним согласен и коммерческий директор ГК "Меликонполар" (производство камня из вибропрессованного бетона) Владимир Шипило: "Не могу сказать, что из–за кризиса потребитель будет экономить и переходить на керамогранит".
В целом облицовка натуральным камнем более присуща загородным жилым домам, а более демократичные разновидности искусственного камня — вибропрессованный бетон и керамогранит больше используются при высотном городском домостроении. "Покупателю важен внешний вид, а во внешней отделке лучше всего выглядит натуральный камень. Около 90% этого материала используется в загородном строительстве", — рассказывает Максим Зенин.

Происхождение камня

На начало 2016 года петербургский рынок облицовочных материалов из натурального камня оценивался в 500 млн рублей в год. Поставки камня идут с месторождений Ленобласти, Карелии, Ростова–на–Дону, Урала. Всего в Петербурге продажами недорогого натурального камня занимается около 20 компаний, в том числе ООО "Респект", "Партнер–камень", "Природный камень СПб". Что будет в этом году, прогнозировать сложно: пока рынок загородной недвижимости в сложной ситуации — продажи застыли, и к реализации новых проектов застройщики пока не приступают.
Схожая ситуация и в сегменте искусственного камня. "Продажи снижаются: ведь все завязано на объемы строительства", — говорит руководитель отдела продаж компании "Евро–Керамика" Евгений Афанасьев. Крупными игроками рынка искусственного камня считаются ГК "Меликонполар", "Цемсис", "Лентехстром" (блоки из вибропрессованного бетона), "Шахтинская плитка", "Керама–Марацци", "Эстима" (керамогранит).
По итогам 2015 года объем рынка искусственного камня снизился на 2%. На начало 2016 года объем петербургского рынка керамогранита составлял около 3–3,5 млрд рублей.
Эксперты отмечают высокую ценовую конкуренцию в сегменте: крупные компании часто демпингуют, обрушивая рынок. "А когда все объемы продаются, цены не вырастают, их сложно поднять", — сетует Евгений Афанасьев.