Ольга Комок, журналист Все статьи автора
10 июня 2016, 17:03 687

Рецензия на спектакль "Шпиль"

Фото: Антон Иванов

Журналист Ольга Комок — о спектакле "Шпиль" в Большом театре кукол.

В финале спектакля Руслана Кудашова "Шпиль" по роману Уильяма Голдинга на сцену проецируются виды солсберийского собора с высоты птичьего полета. Артисты, как туристы, зачарованно разглядывают исполинский шпиль — тот самый, что стал отправной точкой, центральной фигурой и смыслом бытия главного героя самого философски нагруженного и стилистически темного романа английского классика. Реальный шпиль был построен в XIV веке и стал одним из самых узнаваемых символов средневековой Англии. Шпиль литературный остался недостроенным, готовым рухнуть.

Рецензия на спектакль "Колино сочинение"

Рецензия на спектакль "Колино сочинение"

776
Ольга Комок, журналист

Для режиссера, который за 10 лет "построил" новый Большой театр кукол, превратив его в центр притяжения для любителей философских притч и яростных эмоций, важны и дороги оба шпиля. Реальный — своей объективной данностью: плоды трудов переживают своих создателей и остаются в веках. Шпиль Голдинга, наоборот, подчеркнуто незавершен, чем ставит под сомнение саму необходимость своего существования: зачем нужно самое прекрасное здание (идея, книга, театр, спектакль), если его цена — жертвы и мучения его строителей?

Гордыня автора — вот один из основных вопросов и романа, и спектакля. Настоятелю собора Джослину было видение — но божественное ли провидение внушает ему мысль, что шпиль должен быть построен, несмотря на то что у собора и фундамента–то нет, и стены не выдержат тяжести 400–футового гиганта? Джослин чувствует собором себя самого, шпиль для него — способ дотянуться до Бога. Что люди по сравнению с этим порывом? Даже чужие смерти не останавливают визионера, пока его не заточают в деревянный каркас шпиля на сцене и в его душу не начинает стучаться градом обвинений своя собственная смерть.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Спектакль, задуманный еще в эпоху легендарного театра Кудашова "Потудань", держится на исступленной игре "потуданьского" Максима Гудкова — Джослина. Впрочем, мир душевных метаний главного (пожалуй, и единственного) героя этого "Шпиля" чудовищно материален. Сцена плотно населена артистами, куклами, предметами, которые находятся в беспрестанном движении и, как правило, в самом активном сопротивлении видениям и желаниям героя. Рабочие — поначалу деревянные фигурки, которые так удобно переставлять по макету собора в виде креста, — превращаются в грубых, грязных людей, у которых есть собственное мнение насчет шпиля, на него они по большей части справляют нужду. Макет собора вертится как головокружительный бред настоятеля, борющегося с чертями. Визитаторы бьют Джослина бумажными шпилями, обвиняя в страшных грехах. Духовник Ансельм машет руками–шпилями как крыльями, отрекаясь от ученика. Тетушка Джослина ("потуданьская" же Анна Сомкина) издевательски стучит об пол палкой–костью, словно вбивая гвозди в гроб племянника.

И только плывущие видеопроекции ботичеллиевых рыжеволосых красавиц как будто приносят облегчение Джослину: он наконец осознает, что все его богостроительство пропитано земным влечением к рыжеволосой любовнице Роджера–десятника, которую он же принес в жертву шпилю. Любовь к женщине оказывается истинней любви к Богу, что не делает ее менее разрушительной.

"Шпиль" Руслана Кудашова безжалостен и к артистам, и к зрителям. В мрачном драйве спектакля нет пауз и передышек, в фантазии художника Марины Завьяловой — сплошь деревянные идолы и средневековые горгульи, терзающие взгляд. Попадание в нерв романа — точное. Попадание в больные точки каждого, сидящего в зале, едва ли не раздражает. Эта пища для ума только для взрослых, да не по паспорту — по духу. Руслан Кудашов не раз утверждал, что его "Шпиль" — терапевтический спектакль. Так и есть. А лекарство, как известно, бывает и горьким.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама