Правила переработки

В Швейцарии трудоголиков буквально выгоняют из офиса, петербургские же работодатели выбирают иные методы.

Зарубежные работодатели уже поняли, что сотрудники, задерживающиеся на работе, — повод не для радости, а для беспокойства. Постоянные переработки — верный путь к эмоциональному выгоранию, которое быстро превратит некогда инициативного сотрудника в бесперспективного. К тому же дополнительные часы необходимо оплачивать. Осознавая это, многие компании стараются оградить сотрудников от их собственного желания работать не покладая рук.
Буквально на днях швейцарский банк Credit Suisse запретил своим сотрудникам работать в ночь с пятницы на субботу, обязав их покидать офис не позднее 19:00, а также сообщив, что они не могут появиться на рабочем месте ранее полудня в субботу. О своем намерении отправлять менеджеров высшего звена в длительный отпуск заявил и инвестбанк Morgan Stanley, пояснив, что сотрудники будут буквально выгнаны на отдых. Более креативно к вопросу борьбы с переработками подошли в голландской дизайн–студии Нeldergroen, где офис оснастили столами, которые ровно в 6 вечера поднимаются к потолку вместе с компьютерами, лишая сотрудников возможности продолжать работу.

Спортзал вместо курорта

Российские, и в частности петербургские, работодатели к подобным мерам пока не готовы. Доцент НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Елена Кудрявцева рассказывает, что склонных к переработкам сотрудников работодатели условно делят на две категории: уникальные специалисты, от которых напрямую зависит работа компании, и линейный персонал. Последних, как правило, нещадно эксплуатируют. О первых же действительно заботятся и стараются удержать в компании. Если такой сотрудник был вовлечен в проект, требующий от него проводить больше времени в офисе, то позже ему, как правило, предлагают хотя бы краткосрочный отпуск. В некоторых компаниях стараются поспособствовать тому, чтобы в это время сотрудник действительно отдохнул, например отправился в другую страну.
Куда более популярный способ "реанимации" перетрудившихся ценных специалистов — отправить их в спортзал. В докризисный период большинство компаний стремились восстановить силы сотрудников, оплачивая посещение фитнес–центра и предоставляя доступ к различным оздоровительным программам. Но в кризис на этом способе стараются экономить. Впрочем, отправлять сотрудника куда–то для того, чтобы дать ему возможность отойти от переработок, не обязательно.
"Я в своей компании практикую йогу по утрам, что позволяет сотрудникам снять стресс и настроиться на продуктивный ритм работы. Есть проекты, где работники ходят на художественные курсы все вместе, подобные практики повышают продуктивность, дают ощущение, что в жизни есть не только работа", — рассказывает Екатерина Стародубцева, основатель Hurma Recruitment.

По договоренности

В компаниях, связанных с ресторанным бизнесом, могут, например, ограничить максимальное количество смен. Но столь строгие меры — скорее исключение из правил. В целом же для России, и в частности для Петербурга, это не свойственно. Елена Кудрявцева поясняет, что, как правило, к ограничению рабочего времени в основном стремятся на сложных производствах, там, где усталость сотрудников может быть сопряжена с вопросом безопасности.
"У нас достаточно свободное отношение к рабочему графику. Если человек где–то переработал, то ему разрешат на следующий день прийти позже. Все это решается на уровне договоренностей и четкого регламента", — говорит она.
Екатерина Скляренко, представитель "HeadHunter Северо–Запад", также добавляет, что не приветствуют переработки и международные компании, работающие в России, так как они строго придерживаются законодательства и выплачивают сотруднику деньги за дополнительные часы работы.

Какие еще переработки

Согласно результатам опроса службы исследований HeadHunter, сотрудников, чье стремление к труду необходимо было бы ограничивать, в Петербурге не так и много. Только 13% петербуржцев признались, что работают более 12 часов в день (с учетом времени, потраченного на дорогу и решение рабочих вопросов вне офиса). Большинство же тратят на трудовые обязанности 8–12 часов в день. То есть о повальной тенденции к переработкам в Петербурге речь не идет. Есть и еще один нюанс.
В целом в России показатель производительности труда — один из самых низких в мире. Менее плодотворно трудятся только в Мексике.
Тот факт, что сотрудник проводит на работе 12 часов и более, делают вывод специалисты по трудовым ресурсам, еще не говорит о том, что он в это время действительно работает, тем более работает эффективно.