Gazelle обскакали кризис

На церемонии "Gazelle Бизнеса", организованной "ДП" 13–й год подряд, участники успели и обсудить проблемы малого и среднего бизнеса, и порадоваться наградам. В этом году в рейтинге приняли участие 57 петербургских компаний и 13 стартапов, которые соревновались в отдельной номинации.

Победителем конкурса "Gazelle Бизнеса 2016" стала компания "ВКБ–спорт", которая за год нарастила оборот со 168 млн рублей почти до полумиллиарда. Ее владельцы — супруги Екатерина и Борис Веселовы готовят задел для участия в конкурсе и на следующий год: планируют строить новый завод и уже ведут переговоры о поставках продукции — низкокалорийных сладостей — в торговые сети.

Сколько платить налогов

Поднявшись на сцену, Екатерина и Борис рассказали, что с 2008 года, когда появилась компания, успели не только запустить три линейки продуктов питания (спортивное питание, белковые снэки и сладости), но и родить троих детей. Ведущий церемонии в ответ пожелал предпринимателям не останавливаться на достигнутом — ни в бизнесе, ни в семейной жизни. Вторую строчку рейтинга заняла фирма "Политех–инжиниринг", которая занимается разработками в сфере естественных и технических наук, третью — предприятие по пошиву платьев, принадлежащее индивидуальному предпринимателю Анне Обориной.
Церемонию по традиции открыли видеосюжеты о бизнесах нескольких участников конкурса. "Никому бы не посоветовал браться за проект в сельском хозяйстве, хорошо прежде не посчитав и не подумав: это засасывает целиком, ферма работает без праздников и выходных", — начал свой рассказ Андрей Трифанов, сопредседатель совета директоров ООО "Дашенька", чью ферму гости церемонии увидели на экране. Его выступление в стиле московского предпринимателя–правдоруба Дмитрия Потапенко, которого, кстати, на конференции вспомнили не один раз, вызвало в зале овации. "Перед началом бизнеса я считал себя богатым человеком — у меня был $1 млн наличными. Потом я купил хозяйство и вскоре имел долгов на ту же сумму. Перспектив не вижу до сих пор, — весело отметил Андрей Трифанов после паузы. — Такие предприниматели, как Чайка–младший, не назвали бы мой бизнес успешным, да и простые деревенские жители сочли бы врагом и буржуем. Но мне просто нравится работать на земле".
Производитель мясопродуктов Гюнтер Яшке после ролика о том, как на его петербургском предприятии делают колбасу и сосиски премиум–класса, рассказал, что в Петербурге он как в отпуске. Но все же признал, что хоть люди в России и приятные, с поддержкой малого бизнеса все не так радужно. "В Германии есть поговорка: у всего один конец, и только у колбасы — два. Так что у кризиса конец один, и рано или поздно он настанет", — уверил он публику.
Участники церемонии не только поздравляли друг друга и рассказывали об успехах, но и прямо со сцены предлагали бизнес–идеи совершенно бесплатно. Например, Руслан Беляев, управляющий филиалом ЗАО "КБ "СИТИБАНК" в Петербурге, вручая диплом владельцу компании "Медовый дом" Антону Георгиеву, посоветовал желающим разместить пчелиные ульи на крыше какого–нибудь петербургского театра — по примеру Баварской оперы. А глава сети домов для пожилых "Опека" Алексей Маврин поведал, что рынок одежды для людей в возрасте испытывает дефицит, так что, работая на нем, можно стать "газелью".

Пожар или пандус

Но мероприятие не ограничилось только церемонией, где отмечали заслуги gazelle, деловая часть форума была не менее насыщенной и состояла из нескольких круглых столов.
Петр Смирнов, начальник Управления надзора и профилактической работы ГУ МЧС по Петербургу, рассказал предпринимателям, что у его ведомства в последние годы серьезно изменился вектор работы: больше внимания стали уделять профилактике пожаров, меньше — проверкам. "Мы идем к тому, чтобы вообще исключить малый бизнес из проверочного плана, с 2013 по 2016 год мы снизили число инспекций на 73%", — заверил Петр Смирнов. Освободившимся сотрудникам нашлась работа: теперь МЧС проводит раз в месяц день начинающего предпринимателя, где отвечают на все вопросы.
В планах ведомства — завершить проект постановления изменений в КоАП, по которому будут установлены критерии для выдачи штрафа или предупреждения. Сейчас это решает сам инспектор, и такая система может вести к коррупции. На вопрос о том, что приоритетно — противопожарные требования МЧС или условия "доступной среды", например установка пандусов для инвалидов, Смирнов четкого ответа дать не смог: "Такие конфликты возникают уже сейчас, но законодательства для их решения нет. Обращайтесь в МЧС, будем решать в ручном режиме".

Бизнес на амбразуру

На круглом столе о прокурорских проверках предприниматели в основном жаловались на несоблюдение регламентов инспекторами, арест имущества, который не был необходим, а жалобы от "местных жителей", по которым проверяют петербургский бизнес, поступают нередко из других регионов. "Когда я вызываю полицию, заявляя, что рядом с моим объектом торгуют незаконно, в итоге проверяют меня, а не соседей–нелегалов", — сетует бизнесмен Михаил Белоногов. "Проблема, к сожалению, общегородская: многие предприниматели на это жалуются", — согласилась руководитель общественной приемной при СК Анна Филоненко.
Юлия Пыхтырева, начальник управления прокуратуры Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства, посоветовала предпринимателям быть активнее. "Вспомните о том, что в Уголовном кодексе есть статья о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, — рекомендовала она. — В Петербурге в прошлом году по ней было заведено всего четыре уголовных дела, по России их 30. Вы должны по возможности фиксировать все, что происходит при проверке, и противостоять нарушениям", — ответила она жалобщикам.
Причина, по которой предприниматели не поступают так сейчас, проста: они боятся дальнейшей "травли". А выступать в роли Александра Матросова никто не хочет, тем более что для изменения системы их понадобится немало. "Сейчас очень много проверок предприятий посторонними людьми, не имеющими таких полномочий, — констатировала Юлия Пыхтырева, — зачастую это не общественники, а просто мошенники". Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства призывала предпринимателей не попадаться на эту удочку. "Иногда от "проверяющих лиц" звучат даже такие фразы: "Ну, не можете заплатить — дайте хоть две бутылки водки", — отметила Юлия Пыхтырева.

В чьих руках ярмарки

Среди проблем петербургского потребительского рынка участники дискуссий выделили организацию ярмарок. Бизнес–омбудсмен региона Александр Абросимов рассказал, что не раз обращался в комитет по развитию предпринимательства и потребрынка с просьбой разработать регламент размещения ярмарок. "Теперь мы пытаемся вынуть этот уже готовый регламент из запасников и опубликовать на сайте, а чиновники утверждают, что это документ для внутреннего пользования, — говорит Александр Абросимов. — В итоге получается, что ярмарки в руках глав администраций".
Он считает, что в идеале система должна выглядеть так: власти определяют место ярмарки, предприниматель бронирует его через Интернет, оплачивает часть расходов (по установке, уборке и др.) — и все, можно начинать торговать.
"В Москве почти так и происходит, — ответил Михаил Белоногов, опытный участник продовольственных ярмарок. — А у нас участие стоит больших денег (хотя по закону должно быть бесплатным), и на просьбу дать чек отвечают: "Не хотите участвовать — не надо". Кроме того, предприниматели возмущены тем, что уже принятый закон о ярмарках вступит в силу только в 2017 году. Депутат ЗС Ирина Иванова пояснила, что дело в схеме размещения. "Закон–то можно принять хоть завтра, но, чтобы внести участки в схему, нужно пройти все круги ада: разрешения от нескольких комитетов, от жителей и т. д.", — считает она.
Еще одна больная тема для участников потребрынка — ЕГАИС. "Вы говорите о развитии, а эта система просто убивает малую торговлю, в таких условиях речь должна идти уже о выживании", — обратился к выступающим Владислав Жижкун, директор ООО "Парамед". "У вас позиция как у Алексея Кудрина, — парировал омбудсмен. — Я считаю иначе: если остановить развитие, то и спасать будет нечего". С подачи Ирины Ивановой участники дискуссии договорились организовать круглый стол, посвященный проблеме ЕГАИС, в Госдуме. Закончилась церемония как раз к окончанию дождя, так что победители рейтинга смогли сфотографироваться с дипломами в зеленом дворе Юсуповского дворца.