Корма, курятники и молоко

Компания "ПрофКорм", дистрибьютор кормов для скота, кроме основной деятельности продает сборные мини–курятники и устанавливает молокоматы в жилых домах. За последний год оборот компании вырос втрое и достиг 61 млн рублей.

Инженер по профессии, Наталия Данилова долго работала в холдинге по закупкам кормов финской компании Raisioagro. Налаженные контакты помогли Наталии открыть свою фирму "ПрофКорм", которая закупает корма, оформляет таможенные и ветеринарные документы, а потом продает фермерским хозяйствам. Соучредители компании — сын и муж Наталии Сергей и Дмитрий Даниловы.

Как из корма сделать праздник

На старте, в 2010 году, в бизнес вложили 300 тыс. рублей, которые окупились за 3 года, и предприятие полностью вернуло вложенные средства. Сергей Данилов признается, что сотрудничество с финнами далось с трудом: в нашей стране другие стандарты, но взаимопонимания в итоге достигли. Сейчас оборот компании — более 61 млн рублей, в 2013 году она составляла 18 млн рублей. За последний год компания выросла втрое.
В ассортименте предприятия — корма для свиней, оленей, рыб и птицы, но основной упор делается на рацион для крупного рогатого скота. Для коров предлагают также средства гигиены, соль для лизания и даже мюсли. Свою продукцию "ПрофКорм" распространяет в Ленобласти и еще девяти субъектах РФ. Цена на эти корма — выше среднего, поэтому целевая аудитория фирмы — крупные фермерства по 1–1,5 тыс. голов скота. "К сожалению, в России таких не слишком много", — отмечают в компании.
Для развития бизнеса "ПрофКорм" старается расширять сферы деятельности. Например, компания выходит на розничный рынок, но не обычным способом. Один из проектов предприятия — запуск сети вендинговых автоматов по продаже молока в парадных жилых домов. "Мы выбираем многоквартирные подъезды с видеонаблюдением или консьержем, автомат ставим при входе или у лифтов", — говорит Сергей Данилов.
Сейчас в Петербурге работает несколько тестовых аппаратов, по ним собирают статистику, чтобы решить, как развивать сеть. В установку "пилотных" аппаратов вложили около 3 млн рублей. Основной поставщик — компания "Свежий вкус".
Еще один оригинальный проект предприятия — постройка мини–курятников под ключ. Всесезонные курятники оформлены в стиле хай–тек, их привозят в хозяйство не только собранными, но и заселенными. Обитатели такого курятника — привитые породистые птицы, которые начинают нестись уже с первого дня установки курятника. Проект запустили в 2014 году, за это время продано более 30 мини–курятников.
Также "ПрофКорм" ведет совместный проект с ЗАО "Ущевицы", это организация детских праздников "День рождения коровы" в поселке Ущевицы. Идея появилась из желания познакомить детей с сельским хозяйством и животными, которых далеко не все горожане встречали вживую.

Борьба с устоями

"Российский рынок кормов закрытый, нельзя сказать, что на нем идет серьезная конкурентная борьба. Борьба–то есть, но скорее со старыми устоями кормления скота, а не с другими фирмами" — говорит Сергей Данилов. Директор дивизиона "Центр" компании "Мустанг" Владимир Коробов добавляет, что производители кормов кризиса вовсе не замечают — спрос на продукцию достаточно высокий. Среди игроков рынка — ООО "Агравис", ООО "Мустанг технологии кормления" и другие.
В ГК "Лосево", которая владеет более 2 тыс. коров, отмечают тенденцию перехода сельхозпроизводителей от закупки готового комбикорма к производству собственных кормов, это значительно сокращает себестоимость сырого молока и позволяет контролировать качество. "Цены на некоторые виды кормов за год возросли в 2 раза из–за курса доллара. Соевый шрот — главная проблема, он в России почти не производится", — говорят в "Лосево".