Забота о чистой воде

Рынок бассейнов Петербурга развивается разнонаправленно. Спрос в целом упал, но премиальный сегмент остается востребованным.

Рынок бассейнов в Петербурге переживает не лучшие времена: кризис затягивается, и население все заметнее экономит на товарах и услугах не первой необходимости. Проблем рынку добавило и падение рубля, которое привело к росту цен на материалы. Несмотря на это, на рынке бассейнов есть и растущие сегменты или по крайней мере не падающие. Например, все бизнесмены, занятые обслуживанием загородных участков, отмечают повышение спроса на материалы для ремонта, растения и др. В случае с бассейнами — растет только премиальный сегмент. Причина в том, что обеспеченные петербуржцы все чаще предпочитают проводить отпуск не за границей, а на участке в Ленобласти.
Заместитель гендиректора компании "Ванбас" Максим Князев оценивает объем рынка бассейнов Петербурга и области в 600–700 млн рублей. Общая выручка его участников росла с конца 1990–х и до первого кризиса 2008 года, затем начала снижаться. Подскочив в 2014 году (тогда, например, рост выручки "Ванбас" составил 45%, а чистая прибыль выросла в несколько раз), рынок снова упал, и пока никакого движения вверх участники не замечают.

Водная еврозависимость

Аналитики электронной торговой площадки Allbiz подсчитали, что за последние пару лет наибольший интерес к бассейнам петербуржцы проявили в первой половине 2015 года. Тогда продавцы бассейнов в регионе совершили почти 50% годовых продаж онлайн. С конца марта начался тренд на снижение спроса с небольшими всплесками в июне и октябре. В этом году запросов в данной категории оказалось почти вдвое меньше, чем в прошлом.
Рынок, отмечают эксперты, четко делится на несколько сегментов, и в каждом свои лидеры. Во–первых, это коммерческие бассейны, которые заказывают фитнес–клубы и жилые комплексы, гостиницы. И этот рынок стагнирует уже не первый год: сетевые фитнес–операторы строят бассейны своими силами, к тому же рынок достиг насыщения. Остаются только точечные проекты, но и их стало заметно меньше по сравнению с 2012–2013 годами. "Бассейны среднего класса, которые стоят 2–4 млн рублей, многие годы давали нам стабильную выручку, но уже в 2014 году начался спад, а в 2015–м этот сектор ушел с рынка полностью", — заключает Максим Князев. Премиум–сегмент менее всего подвержен кризисам, в нем участники рынка даже отмечают рост. Зато спрос на бассейны экономкласса упал очень сильно, такие заказы стали редкостью.
Евгений Силкин, гендиректор ООО "ГРИНПУЛС", считает, что самым трудным для отрасли был 2014 год. Тогда скачок курса ударил по уже заключенным сделкам, вызвал панику, заказы почти остановились. В 2015 году ситуация начала выправляться. Заказы до 1 млн рублей на бассейны для дачи действительно почти исчезли, но предприниматель считает, что по итогам 2016 года показатели рынка будут несильно отличаться от итогов 2012 года. "Часть игроков ушли с рынка, раньше было много индивидуальных строителей, которые "кормились" с трех–четырех заказов благодаря высокой рентабельности, — остальных эта ситуация заставляет действовать, искать заказы, и крупные фирмы усиливают позиции", — говорит он.

Господряд и валютный удар

Рынок бассейнов в школах, больницах и детсадах в последние годы заметно рос не менее чем на 30% в год.
"Для нас это было основным источником выручки в 2013–2015 годах", — говорит Максим Князев. Причина в том, что с 2011–го появилось сразу несколько государственных программ, которые включают установку бассейнов, и на наш рынок пришел значимый объем бюджетных денег. В кризис немало проектов заморозили. Часть — из–за падения рубля: сейчас фактическое строительство ведется по контрактам 2012–2014 годов, когда рубль стоил вдвое дороже.
"В итоге падает качество, началась борьба за выживание. Застройщики заключают договоры с неизвестными фирмочками, предлагающими построить бассейн за три копейки, а потом просто исчезающими с авансом. А лидеры рынка отчаянно демпингуют", — сетует предприниматель. По расчету компании, 60% оборудования для общественных бассейнов импортное, для частных бассейнов среднего класса эта доля составляет 75%, для премиальных — 90–100%. Материалы в основном немецкие и итальянские.

Сэкономить не получится

Евгений Силкин считает, что экономить при выборе основного оборудования почти невозможно — только в ущерб качеству. Зато в последнее время стали распространенными сделки, когда основную часть устанавливают сразу, а дополнительную (горки, аттракционы и др.) — через 2–3 года. В итоге клиент экономит до половины от суммы заказа.
"Но для этого нужно заложить "базу" для дополнительного оборудования, и, если клиента не предупредить о такой возможности, скорее всего, он просто откажется от дополнений", — добавляет Евгений Силкин.
Максим Князев советует покупателям бассейнов тщательно выбирать подрядчика из профессионалов рынка, имеющих свои бригады монтажников и сервисные службы в Петербурге.
"Это как выбор личного врача — вода в бассейне должна быть безопасной для здоровья вашей семьи, — говорит Максим Князев. — Ориентироваться только на цену не стоит. Например, если экономить на гидроизоляционных материалах — растет риск протечек. Если купить китайский насос на 5–10 тыс. рублей дешевле, он прослужит максимум 3–4 года; немецкий будет потреблять меньше электроэнергии и прослужит 10 лет. К сожалению, 95% покупателей интересует только цена строительства. Про стоимость эксплуатации в течение 10 лет — среднего срока жизни бассейна до реконструкции — никто не спрашивает. Никого не интересуют затраты на воду, электричество, реагенты. В итоге девять из десяти спортивных бассейнов теряют сотни тысяч рублей в год на неэффективных решениях".