Ирина Панкратова Все статьи автора
20 мая 2016, 11:53 2193

Многомиллиардный рынок строительных подрядов переводят на аукционы

Небольшая поправка правительства РФ глобально меняет рынок госзаказа. Теперь строительных подрядчиков будут выбирать на торгах на понижение цены, а не в рамках открытого конкурса. Для Петербурга речь идет о распределении около 25 млрд рублей в год.

С 14 мая в силу вступила в силу поправка в распоряжение правительства №471-р о перечне работ, на которых подрядчика следует выбирать на аукционе. Небольшая поправка вносит в этот перечень практически всю стройку за небольшими исключениями.

Медведев распорядился распределять строительные госзаказы только через аукционы

Медведев распорядился распределять строительные госзаказы только через аукционы

390

Исключение составляет строительство метрополитена, тоннелей, портов, атомных энергетических станций и других технически сложных и опасных объектов, а также уникальные работы, например такие, которые проводятся на большой глубине. Еще одно исключение — искусственные сооружения, то есть мосты, развязки, путепроводы.

Все остальное — строительство любых зданий, дорог, капитальный ремонт, строительство типовых электростанций и так далее — теперь должно распределяться через аукционы. Речь идет о работах на сумму около 25 млрд рублей в год только из бюджета Петербурга.

Однако многие местные чиновники и бизнесмены отзываются о нововведении без особой радости. Они говорят, что это шаг назад, к 94-ФЗ, закону о госзакупках, который действовал до 2014 года, а затем был заменен на современный 44-ФЗ.

Новые правила

До сих пор заказчики могли искать подрядные компании для строительных работ через открытый конкурс. Конкурс позволял им выставить массу требований и отсеивать претендентов. Аукцион — это торги на электронной площадке, где выставлять требования можно только к товару, а к исполнителям, к примеру по поводу опыта работы, — нет. Подрядчики назначают цену, а побеждает тот, у кого она минимальная.

В Петербуге нововведение оценивают сдержанно. "Хорошо это или плохо, время покажет. Я считаю, что конкуренция при закупках через аукционы вырастет. Будет более широкий круг участников. Мы предполагаем, что заявок от подрядчиков будет больше, а также будет больше снижаться стоимость работ", — говорит Сергей Бухаров, начальник отдела проверки участников торгов и межведомственного взаимодействия комитета по госзаказу.

В УФАС по Петербургу ожидают вал жалоб (а их число и так растет на 37% за квартал). "Заказчики будут размещать аукционы и на ремонтные работы, и на стройку. В них будет описываться много товаров, необходимых для выполнения работ. Следовательно, будет больше ошибок, больше споров, больше обжалований. Открытый конкурс — это процедура, которая позволяет установить серьезные требования к оборудованию, деловой репутации, человеческим ресурсам, квалификации поставщика. На аукционе у заказчика остается один инструмент для ограничения числа участников: увеличить число требований к товарам и их количеству", — отмечает Алексей Гущин, заместитель начальника отдела контроля госзакупок УФАС по Петербургу.

Андрей Молчанов предложил изменить закон, чтобы облегчить борьбу крупных компаний за госзаказы

Андрей Молчанов предложил изменить закон, чтобы облегчить борьбу крупных компаний за госзаказы

1107
Мария Тирская maria.tirskaya@dp.ru
Андрей Молчанов предложил изменить закон, чтобы облегчить борьбу крупных компаний за госзаказы

Андрей Молчанов предложил изменить закон, чтобы облегчить борьбу крупных компаний за госзаказы

1107
Мария Тирская maria.tirskaya@dp.ru

Подрядчики готовятся к многостраничным описаниям требований к товарам. Бизнес уже заговорил о необходимости ввести ограничение по числу таких страниц. Причем предприниматели шутя говорят, что нужно прописать именно "ограничено тремя страницами", а если написать "ограничено тремя листами", то чиновники будут описывать требования с обеих сторон листа и говорить, что соблюдают закон.

Большие перспективы

В 2015 году через открытый конкурс выбирали подрядчиков для работ на сумму около 28 млрд рублей, что составило 27% от всех работ за деньги городского бюджета. В этом году, по данным комитета по госзаказу на 1 апреля, через открытый конкурс распределили уже 14,3 млрд рублей. Перечисленные выше исключения — мосты, порты, тоннели и так далее, — по оценкам экспертов, составляют около 10%. Таким образом, речь идет о распределении около 25 млрд рублей только из бюджета Петербурга.

Кроме того, городские подрядчики выполняют и работы за счет федерального бюджета. Эта цифра может составлять от 10 млрд до 50 млрд рублей в год. Она полностью зависит от того, планируются ли в Петербурге масштабные стройки. Так что корректно оценить средний показатель открытых конкурсов здесь сложно, но речь идет о миллиардах рублей.

Формы распределения госзаказа в 2015 году (в млрд рублей, по данным на 1.12.2015)

Источник: комитет по госзаказу

Конкурирующие фирмы

С одной стороны, аукцион упрощает процедуру закупки и расширяет круг подрядчиков, тогда как конкурс позволяет заказчику выбрать того, кого он считает нужным. Существуют десятки примеров компаний, которые годами не могут получить ни одного контракта, несмотря на достаточный опыт работ и соблюдение всех требований, вплоть до полученного сертификата о деловой репутации.

С другой стороны, как показал опыт использования 94-ФЗ, на торгах цена работ часто падает ниже их себестоимости. "В результате компании, готовые качественно выполнить работы, не могут этого сделать, поскольку они, конечно, хотят получить хотя бы 10% прибыли. А демпинговавший подрядчик, с которым заключен контракт, просто его не исполняет", — отмечает Анатолий Елагин, генеральный директор компании "Пелен".

Впрочем, бизнесмены указывают и на то, что проблема шире, чем выбор формы закупки. "Антимонопольной службе нужно проанализировать, как конкурсы распределяются в процентном соотношении среди участников госзаказа. Шесть лет назад в Петербурге работало шесть мостостроительных организаций. Сегодня фактически осталась одна компания — "Пилон". В сфере строительства метро работает только "Метрострой". В целом по России бюджеты разного уровня выделяют 1 трлн рублей на транспортную инфраструктуру, а это 1/13 бюджета страны, и из них 580 млрд рублей уходят в портфель "Мостотреста" и других структур братьев Ротенбергов. И вы на это спокойно смотрите?" — указывает руководитель ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. При этом как в комитете по госзаказу, так и в УФАС смогли только развести руками: реальных рычагов для воздействия на эту ситуацию у ведомств нет.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама