Рынок медицинского права в Петербурге переживает бурный рост

Автор фото: РИА Новости

Петербургский рынок правового консалтинга в сфере медицины оценивается его участниками в полмиллиарда рублей. Его основа — суды между клиниками и пациентами — стабильна, а растет он за счет новых сегментов.

Рынок медицинского права в Петербурге, всегда бывший стабильно небольшим и довольно закрытым (с 2000 по 2011 год на нем появились лишь два постоянных игрока), в последние годы переживает бурный рост, в связи с чем привлекает новых участников.
С одной стороны, этот рост обеспечивается увеличением судебной активности пациентов, взыскивающих с клиник компенсации за врачебные ошибки (благо компенсации в судах стали присуждаться вполне приличные). С другой — растут новые практики, обусловленные последними изменениями в медицинском и смежных (трудовом, антимонопольном, концессиональном) законодательствах.

По пальцам руки

"На петербургском рынке юридических услуг в сфере медицинского права компаний меньше, чем пальцев на руке, — говорит заместитель председателя правления Ассоциации медицинского права Петербурга, владелец ООО "Росмедконсалтинг" Алексей Горяинов. — Это Onegin group, это мы и, пожалуй, ООО "Медицина, Фармация и Право" Нины Новиковой. Иные специализированные структуры мне неизвестны. Все остальные — индивидуалы либо юридические компании общего профиля, которые занимаются медицинскими делами от случая к случаю".
Общий объем петербургского рынка (который до сих пор никто не анализировал всерьез), по приблизительным оценкам его участников, оценивается в 400–500 млн рублей. Старейшим на сегодня и, бесспорно, крупнейшим игроком является адвокатское бюро Onegin group (партнеры Ольга Зиновьева, Татьяна Заседателева и Дмитрий Бартенев). Эта фирма существует с 2002 года и занимает, по оценкам конкурентов, около 30% рынка в денежном выражении. Еще 15–20% занимают остальные профильные фирмы и адвокаты (в том числе "Варшавский и партнеры", "Росмедконсалтинг", "Медицина, Фармация, Право"). Кроме того, из опрошенных "ДП" юридических фирм о наличии кейсов в области медицины и фармакологии заявили несколько компаний широкого профиля: "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", "Пепеляев групп", "S&K Вертикаль", Pen&Paper, "ЛексКледере консалтинг".

Компенсации

По словам Алексея Горяинова, последняя тенденция на рынке — увеличение размера компенсации морального вреда по делам об оказании медпомощи ненадлежащего качества. "Отсюда рост количества адвокатов и юристов, которые позиционируют себя как медицинские адвокаты", — говорит он. Интересно, что прецедентный размер компенсации за врачебную ошибку — 15 млн рублей с СПбГМУ им. Павлова за гибель ребенка в результате неправильно принятых родов — осенью 2014 года был взыскан адвокатом как раз таки непрофильной для рынка фирмы "S&K Вертикаль" Любовью Дуйко (с этим кейсом она тогда стала лидером рейтинга юристов "ДП").
"Да, я знаю это дело и со стороны Первого меда, и со стороны истца, — говорит один из игроков рынка. — Кстати, адвокат Дуйко как раз относится к юристам, случайно попавшим в эту тему, а вот адвокат Первого меда (она же адвокат клиники "Медем" и Центра Алмазова) Лариса Дисман — одна из лучших адвокатов по медделам города, хотя и не принадлежит к нашей фирме, о чем я жалею".
"Эта практика у нас хоть и не в приоритете, но несколько кейсов всегда есть, — говорят в фирме. — Например, в 2014 году мы выполнили 10 таких поручений, в 2015 году — 12. Несколько находятся в работе и сегодня".
По словам управляющего партнера фирмы "Варшавский и партнеры" Владислава Варшавского, наибольший рост спроса на взыскание компенсаций наблюдается в стоматологии: эта услуга редко покрывается медстрахованием, а за свои деньги граждане судятся куда чаще. Еще одна растущая категория исков — наркология.

Новые практики

Другая традиционная практика — консультирование клиник — также считается основой этого рынка. Сюда входит как претензионная работа (защита от недовольных пациентов), так и общеправовой консалтинг медицинского характера (трудовые отношения с медперсоналом, лицензирование, формирование договорной базы и т. д.). "Мы консультируем клиники, например помогали получать лицензию на медицинскую деятельность", — говорят в ЕПАМ. "У нас есть два клиента: клиника и дилер медоборудования", — отмечают в "ЛексКледере". "У нас 83 клиники на обслуживании", — говорят в Onegin group.
Однако основным драйвером роста участники рынка называют ГЧП (строительство больниц), медстрахование и взаимоотношения медучреждений с антимонопольными органами.
Мы работаем уже 14 лет, застали появление и исчезновение нескольких конкурентов. В последнее время рынок просто бурлит, несколько лет мы даже не рекламируемся, потому что недостатка в клиентах не испытываем. Примерно половину практики в деньгах (и 70% в нагрузке) составляет абонентное обслуживание клиник и суды. Причем если с корпоративным консалтингом мы недавно вышли в Москву, то физлица у нас только в Петербурге. Эти практики стабильны из года в год и составляют основу бизнеса. Но основной доход дают экспертные кейсы: ГЧП–проекты, ФАС, ОМС / ДМС–страхование.
Ольга Зиновьева
управляющий партнер Onegin group
С развитием законодательства о ГЧП в России ожидается более широкое использование механизмов ГЧП в сфере здравоохранения. Мы наблюдаем повышение интереса медицинских организаций к этому механизму и, в частности, сопровождаем проект в сфере здравоохранения по концессионной модели с использованием инструмента частной инициативы — проект изначально разрабатывает и инициирует инвестор. Также можно добавить, что в связи с развитием законодательства об импортозамещении мы наблюдаем повышение интереса к проектам локализации производства фармацевтической продукции и медицинских изделий.
Олег Ловцов
советник Dentons