Заклеить кризис обоями

Сеть "Обойкин" откроет в Петербурге пять–семь магазинов до конца 2017 года. Вопреки падению DIY–рынка на 8% в 2015 году, игрок не боится развиваться.

Сеть "Обойкин" откроет до конца 2017 года пять–семь гипермаркетов в Петербурге. Сейчас ретейлер активно подыскивает площадки под магазины в петербургских торговых комплексах.

Рывок из региона

Ставропольская сеть специализированных обойных центров вышла в Петербург в 2014 году, в конце весны в ТРЦ "РИО" откроется их третий магазин. Средняя площадь магазинов составляет 1100 м2, количество товарных наименований — 3 тыс. Инвестиции в развитие "Обойкин" не раскрывает. По оценке INFOLine, вложения в один магазин составляют не менее 20 млн рублей. Сеть "Обойкин" зарегистрирована на индивидуального предпринимателя Светлану Сонкину, но, как объясняют в компании, реальным владельцем бизнеса является ставропольский предприниматель, чей основной бизнес — оптовая торговля обоями. Назвать его имя в компании отказались.
Компания развивается на собственные средства. Сейчас сеть насчитывает два гипермаркета в Петербурге, два в Краснодаре и один в Ставрополе. Как говорит Андрей Арсеньев, директор по развитию сети, в Петербурге "Обойкин" планирует стать лидером города в товарной категории "обои" и выйти в другие регионы.
Свое развитие ставропольский ретейлер запланировал на фоне падения рынка. По данным INFOLine, DIY–рынок Петербурга и области в 2015 году сократился на 8%, до 100 млрд рублей. На этом фоне прирост фиксируют магазины среднего и премиального ценовых сегментов. Как объясняют в сети Demmoksi, по их целевой аудитории кризис практически не ударил, поэтому спрос стабилен. Отдельным игрокам из числа универсальных магазинов падение продаж тоже не мешает развиваться. Так, сеть "Леруа Мерлен" открыла магазин в Буграх и готовит к запуску магазин на ул. Партизана Германа. На второе полугодие намечено открытие "К–рауты" на Выборгском шоссе. Конкуренты занимают позиции "Метрики", у которой осталось семь магазинов в Петербурге. На торговле обоями в Петербурге специализируются магазины "Ампир Декор", Demmoksi, среди универсальных магазинов DIY эта категория широко представлена у "Дом–Лаверна", "Леруа Мерлен" и "Максидома".

Редкий оптимизм

Конкурентное преимущество "Обойкина" перед крупнейшими универсальными игроками Андрей Арсеньев видит в уникальном ассортименте обоев, а также в сервисе, заточенном именно под эту категорию товаров. Но в текущей экономической ситуации это не всегда интересно покупателям, отмечают участники местного рынка. "Как правило, в кризис покупатель заинтересован не в глубоком ассортименте, который предлагает специализированная розница, а в широком и дешевом, который больше соответствует концепции универсалов, но среди них традиционно выше конкуренция", — уверена Мария Евневич, член совета директоров сети "Максидом". Объем рынка обоев в России в прошлом году составлял около 170 млн условных рулонов, или 340 млрд рублей, по данным маркетинговых исследований. Доля отечественных производителей — более 40%, и она растет. Например, в "Обойкине" до 2015 года доля российских обоев составляла 30%, сейчас — 50%. По данным Alto Consulting Group, крупнейшие производители обоев в России — это ООО "КОФ "Палитра", ООО "Эрисманн", ООО "Маякпринт", ОАО "Саратовские обои". Холдинг "МастерТекс" в начале года озвучил планы по строительству в Гатчинском районе фабрики по производству обоев с вложениями 700 млн рублей.