Кредиты поехали в гору

СПб. В I квартале 2016 года банки выдали в Петербурге на 71% больше кредитов, чем за первые 3 месяца прошлого года. Однако до докризисных показателей рынку все еще далеко.

Количество выданных в Петербурге автокредитов в I квартале выросло на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и "Автостата", рынок в Петербурге восстанавливается быстрее, чем в целом по стране: число купленных в кредит машин в I квартале в России выросло только на 66%.

Программа сработала

В Петербурге в I квартале было продано 18,4 тыс. автомобилей, 40,3% из которых в кредит. При этом в целом по стране доля кредитных продаж составила только 37,3% (100,1 тыс. из 268,2 тыс. куплены в долг). Таким образом, доля машин, купленных на банковские займы, выросла на 15,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но оказалась немного меньше, чем в IV квартале 2015 года (38,6%). Внушительный рост автокредитования в России, и в частности в Петербурге, объясняется очень низкими показателями в прошлом году. Именно на I квартал 2015 года пришелся основной спад из–за роста процентных ставок и резкого сокращения реальных доходов населения.
Причинами прошлогоднего спада также стали ужесточение требований банков к заемщикам и рост цен на автомобили в связи с падением рубля.
"Рост доли кредитных продаж в общем объеме рынка объясняется также введением программы субсидирования ставок по автокредитам, — отметил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. — Сокращение доли кредитных продаж по сравнению с концом 2015 года подтверждает данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) о снижении интереса россиян к автокредитам, опубликованные ранее. По данным НАФИ, доля потенциальных покупателей, которые рассчитывают приобрести машину за свой счет, выросла с 27% в 2014 году до 73% в 2016–м".

На низкой скорости

Более высокая динамика автокредитования в Петербурге на фоне рынка, по мнению экспертов, тоже имеет свои основания. "В начале прошлого года из–за падения рубля определенная часть машин в Петербурге покупалась гражданами Белоруссии или для продажи в этой стране, и покупки осуществлялись без привлечения кредитных средств, — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. — Вторая причина: на фоне падающей национальной валюты покупатели стремились приобрести машины, сразу выплатив полную сумму, не увеличивая срок покупки за счет кредита. Можно сказать, что это была минимизация рисков. И третья — это старт программы льготного автокредитования во II квартале прошлого года. В этом году она работала с первого месяца".
"Средний доход населения в Петербурге выше, чем в стране в целом, поэтому возможность менять автомобиль у людей появляется чаще", — отмечает директор центра автокредитования "ВТБ 24" в Петербурге Даниил Макаршин. — В то же время о полноценном восстановлении пока говорить нельзя".
"Начало II квартала пока не показывает существенного роста относительно прошлого года, люди из–за нестабильной экономической ситуации все–таки не торопятся менять автомобили. Мы закладываем рост продаж автокредитов на уровне не более 30% относительно прошлого года. Решающими факторами будут экономическая ситуация на рынке и укрепление / ослабление рубля. Также, безусловно, рассчитываем на сохранение государственной поддержки до конца года и обновление модельного ряда популярных марок автомобилей", — рассказал Даниил Макаршин.
В то же время, по словам автодилеров, число машин, продаваемых в кредит, осталось на прежнем уровне. И в целом доля проданных в кредит авто в общем объеме по моделям, имеющим российскую прописку, держится в Петербурге на уровне 40–50%.