Недавно боссы российской нефтегазовой отрасли не воспринимали сланцевую революцию всерьез, а теперь винят ее в обвале цен на нефть. Скоро подобная революция может произойти на космическом рынке, и убытки уже будет подсчитывать Роскосмос.
Накануне Дня космонавтики руководителям Роскосмоса пришлось думать не столько о подготовке к празднику, сколько об арестованных во Франции деньгах. Честно заработанные российской космической корпорацией на обслуживании иностранных космических программ $700 млн пытаются забрать акционеры разоренного российскими властями более 10 лет назад ЮКОСа. Не факт, что у них это получится, но праздник подпортить уже получилось.
Конечно, есть в нашей космонавтике и позитивные новости: новый космодром Восточный вроде как достроен — в конце апреля ожидается первый старт с него ракеты–носителя с космическими аппаратами на борту. В общем, несмотря на то что слово "космос" в последние месяцы фигурировало в новостях в основном как часть словосочетания "Военно–космические силы" и рядом со словом "Сирия", все–таки и мирные космические достижения у России имеются.
Тем временем на другом краю света, в США, готовится настоящая космическая революция. Речь об использовании многоразовых ракет–носителей, которые, как ожидается, позволят существенно снизить стоимость космических запусков. В воскресенье первая ступень ракеты–носителя Falcon 9, доставившей беспилотный грузовой корабль Dragon к Международной космической станции, после полета была успешно посажена на платформу в Атлантическом океане. Это уже не первая успешная посадка многоразовых первых ступеней ракет на морскую платформу, хотя большинство попыток такой посадки пока заканчиваются неудачей. Илон Маск, владелец компании SpaceX, строящей ракеты Falcon с 2002 года, обещает в будущем использовать первую ступень этих ракет от 9 до 20 раз.
Можно относиться к проекту Маска как к причуде эксцентричного миллиардера. Но стоит помнить о сланцевой революции, которую еще недавно боссы российской нефтегазовой отрасли не воспринимали всерьез, а теперь винят ее в обвале цен на нефть и падении доходов своих компаний. Оказалось, что развитие технологий может изменить формировавшийся десятилетиями расклад сил на многомиллиардном рынке за считаные годы. Эта угроза может стать для Роскосмоса пострашнее потери $700 млн.