Дворовый переворот

"Главстрой–СПб" силой взял под контроль два корпуса Апраксина Двора. Это может означать подготовку к переуступке прав на реализацию многострадального проекта его преобразования.

Многолетний конфликт инвесторов в Апраксином Дворе вчера, похоже, перешел в стадию открытого силового противостояния. Рано утром "Главстрой–СПб" силами охранного агентства взял под свой контроль корпуса в Апраксином Дворе, передаче которых препятствовали, по всей видимости, представители компании "Фармаюнион". Яблоком раздора оказались самые инвестиционно привлекательные объекты торговой зоны — в отличие от большинства корпусов, которые находятся в плачевном состоянии, в 50 и 51 корпусах была проведена реконструкция.

Заблокировали вход и выход

Около 5:00 охранники ЧОП "Руслан" оцепили 50 и 51 корпуса Апраксина Двора, установили ограждение и опечатали вход. Имущество арендаторов, товары и торговое оборудование оказались заблокированы.
Структуры Олега Дерипаски, к которым относится и "Главстрой–СПб", получили право реконструировать Апраксин Двор еще при Валентине Матвиенко. Но к работам так и не приступили из–за того, что за много лет город так и не смог урегулировать проблемы с пестрой толпой собственников, арендаторов, а также инвесторов старейшей торговой зоны, которые в разные годы получали в аренду на инвестиционных условиях отдельные корпуса. Чтобы заключить инвестиционный договор с "Главстроем–СПб" в 2008 году, городские власти начали расторгать такие договоры и избавляться от мелких инвесторов. Часть из них в итоге подписали с новым партнером городской администрации по реконструкции Апраксина Двора мировые соглашения и освободили помещения, но некоторые заняли глухую оборону.
В марте городские власти передали "Главстрою–СПб" четыре здания, предусмотрев перемену стороны в обязательствах: "Главстрой–СПб" должен сменить прежних инвесторов — ООО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин Двор", ЗАО "Фармаюнион Р и Д", ООО "Торговый комплекс "Арсенал" и ООО "Торговый дом "Адмиралтейский плюс".
Речь идет о четырех корпусах общей площадью более 6,6 тыс. м2 под номерами 11, 12, 50 и 51 по адресу: Садовая ул., 28–30. Бывшие инвесторы 11 и 12 корпусов, которые связаны с владельцами клуба "Мани Хани", добровольно передали "Главстрою–СПб" недвижимость. А вот инвесторы 50 и 51 корпусов, которые получили свои объекты под реконструкцию в 2006 году, затягивали этот процесс.
В оппозиции новому инвестору оказалось ЗАО "Фармаюнион Р и Д" (по данным СПАРК, компания принадлежит в равных долях Людмиле Травушкиной и Михаилу Ласкину), заказчиком и застройщиком было ООО "Фармаюнион" (50% у Алексея Богданова и 50% у Игоря Котельникова).
В "Фармаюнионе" говорят, что не смогли завершить реконструкцию в срок не по своей вине. Сроки согласования градостроительной документации затягивали чиновники, многие документы пришлось получать через суд. В итоге здание было реконструировано (есть заключение Госстройнадзора о соответствии объекта проекту и техрегламентам), но ввести его в эксплуатацию не смогли.
В этих компаниях связывают ночную силовую операцию "Главстроя–СПб" предположительно с тем, что они сейчас пытаются через суд отменить мировое соглашение с компанией Олега Дерипаски. Также компания подала иск о регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства — оба корпуса, 50 и 51. До вынесения вердикта суда действия "Главстроя–СПб" его оппоненты считают незаконными.

С позиции силы

В "Главстрое–СПб" подтвердили "ДП", что ночью ввели охрану на объекты в Апраксином Дворе. Анна Отрощенко, директор по связям с общественностью "Главстроя–СПб", подчеркивает, что постановления правительства о передаче "Главстрою–СПб" прав на реконструкцию этих корпусов уже вступили в силу.
Официальная позиция компании такова: инвестиционные договоры не предполагают использование зданий в иных целях, кроме реконструкции. Поэтому в зданиях не может быть третьих лиц и их арендаторов.
"В дальнейшем мы будем передавать имущество, находящееся на территории реконструируемых корпусов, владельцам по актам приема–передачи и с соблюдением всех требований действующего законодательства", — уверяют в "Главстрое–СПб".
Мировые соглашения между "Главстроем–СПб" и инвесторами 11, 12, а также 50 и 51 корпусов были подписаны еще в 2011 году. Согласно их условиям, компанией "Главстрой–СПб" была выплачена компенсация на общую сумму около $8 млн. Важная подробность — до выхода мартовского постановления правительства о переуступке прав по договору бывшие инвесторы содержали эти здания и платили арендную плату в бюджет. В сумме за участки под 50 и 51 корпусами бизнесмены заплатили 35,6 млн рублей. Эти расходы в мировое соглашение с "Главстроем–СПб" не вошли.
"Олег Семенюк, который курирует проекты в Апраксином Дворе со стороны "Главстроя–СПб", открытым текстом так примерно мне и говорил: нам главное — занять здание, чтобы права на него были не только на бумаге. После этого готовы рассматривать предложения по переуступке прав. Вы заплатите — вернем его обратно, не захотите — предложим другим", — высказывает свою точку зрения гендиректор ООО "Фармаюнион" Андрей Богданов.
В пресс–службе "Главстроя–СПб" подтвердили, что Олег Семенюк у них работает, но факт переговоров о переуступке прав опровергают и утверждают, что "Главстрой–СПб" собирается самостоятельно заниматься реконструкцией объектов.

Конфликт не помешает

Тем временем участники рынка вовсе не исключают, что "Главстрой–СПб" готовит почву для переуступки прав на реализацию проекта реконструкции Апраксина Двора. Так, в феврале этого года "Главстрой–СПб" уже продал концерну "Питер" Николая Пономарева здания "Лениздата" на наб. реки Фонтанки рядом с Апраксиным Двором. Это автоматически сделало КЦ "Питер" крупнейшим после города собственником Апраксина Двора. Тогда эксперты сходились во мнении, что компания Олега Дерипаски утратила интерес к реконструкции Апраксина Двора и начала избавляться от активов.
Вчера в КЦ "Питер" сообщили, что новых предложений о переуступке прав на корпуса от "Главстроя–СПб" им не поступало. "Сегодняшний конфликт развернулся в рамках правового поля. Мартовское постановление городского правительства просто развязало "Главстрою–СПб" руки. Но на работе Двора этот конфликт никак не отразился. Мы намерены и дальше действовать по утвержденной городом концепции", — заявила представитель КЦ "Питер" Любовь Орлова.
Напомним, что в феврале этого года Смольный выбрал в качестве основного варианта развития Апраксина Двора строительство апартаментов. Концепцию проекта разработала "Студия 44" Никиты Явейна по заказу и на средства московской Glorax Development.
Генеральный директор городской управляющей компании АО "Апраксин Двор" Сергей Дубровский сообщил "ДП", что о конфликте знает. "Права на реконструкцию четырех корпусов перешли к "Главстрою–СПб". До сегодняшнего дня эти объекты были заняты третьей стороной. Действия "Главстроя–СПб" законны. Для нас нет смысла вмешиваться в ситуацию. Я знаю об исках, которые подали в суд прежние инвесторы, с юридической точки зрения их позиция не выдерживает никакой критики", — считает Сергей Дубровский.
По взглядам лично я пацифист. Но плоды ненасилия растут медленно. Той или иной стороне непонимания часто не хватает терпения дождаться их вызревания. Конфликтов, безусловно, лучше избегать и фокусироваться на созидании. А силу, исходя из моего опыта, приходится применять потому, что оппоненты болезненно расстаются со своими иллюзиями. Очень часто адекватное хирургическое вмешательство облегчает их состояние. Так что все есть лекарство и все есть яд. Тем или другим его делает доза.
Дмитрий Костыгин
бывший акционер "Ленты"
Апраксин Двор — чувствительный живой организм, который работает по определенным принципам. И те, кто их нарушает, рано или поздно сталкиваются с тем, что приходится ломать руки–ноги. Они, конечно, со временем срастаются, но шрамы все равно остаются. Город вроде наконец–то назначил доктора для лечения болезней Апраксина Двора — я говорю об управляющей компании. Ей дали соответствующие полномочия. Пусть лечит. А если не сможет, тогда, наверное, надо будет что–то менять: или доктора, или диагноз.
Александр Шабасов
бывший руководитель ОАО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин Двор"
Если одна из сторон конфликта решилась на применение силы, значит, она юридически права на 300%. Когда мы "штурмовали" НИЯК, так и было. Мы на тот момент выиграли все суды, но наши контрагенты затягивали ситуацию. И эта несправедливая проволочка довела ситуацию до точки кипения. Ведь очень обидно, когда ты всем доказал свою правоту, а ситуация не движется. Тем более что в нашей стране затягивание ситуации может привести к ее кардинальному изменению: может поменяться закон или кто–то кому–то позвонит — и ты уже не прав, а виноват.
Денис Котляр
генеральный директор компании "Приморский–Строй"
Полагаю, что "Главстрой–СПб", решившись на выселение, руководствовался принципом "лучше делать и раскаиваться, чем не делать и раскаиваться". Реальным негативом для "Главстроя–СПб" будет работа юристов в судах по искам "арендаторов" и нервы исполнителей, которых будут вызывать на допросы в рамках проверок заявлений об уголовных преступлениях. А права арендаторов могут быть восстановлены в прежнем виде, если суд отменит ранее вынесенные судебные акты в кассации. Они также могут потребовать компенсации убытков.
Дмитрий Некрестьянов
руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и Партнеры"