Билет на балет

Бывшая балерина Мариинского театра Екатерина Галанова уже 15 лет организует фестивали балета, борясь с растущими расходами.

До того как открыть свое дело, Екатерина Галанова танцевала в труппе Мариинского театра. Решив заняться театральным менеджментом, она организовала свой первый продюсерский проект — фестиваль балета Dance Open. Впервые он состоялся весной 2001 года, а в апреле 2016 года пройдет XV фестиваль.

Как рос бизнес

"Тогда Dance Open был крошечным и представлял собой серию мастер–классов для студентов–танцовщиков, — вспоминает Екатерина. — Команда организаторов состояла всего из трех человек". В этом году, по данным организаторов, фестиваль посетят более 7,5 тыс. человек, включая зрителей спектаклей, участников и гостей образовательной программы. Все билеты, рассказывает Екатерина Галанова, уже проданы.
Состав исполнителей расписан до 2017–2018 годов: западные артисты составляют график на несколько лет вперед и к тому же приучают партнеров. "Около 90% участников Dance Open — зарубежные труппы, отсюда еврозависимость, — подчеркивает Екатерина. — Около 70% затрат идет на гонорары и логистику (включая авиаперевозки и размещение артистов, траки с декорациями)".
Бюджет фестиваля — несколько десятков миллионов рублей, но каждый год итоговая сумма разная. Она зависит от множества условий: начиная от экономической ситуации в мире и стране и заканчивая спецификой отдельного спектакля. "Мы прикладываем титанические усилия, чтобы сократить расходы, — продолжает Екатерина Галанова. — Но иногда сэкономить почти невозможно: если спектакль масштабный, с большим количеством декораций, светового, звукового, видеооборудования, принять его в Петербурге могут только одна–две площадки. Значит, мы должны арендовать только их и никакие другие".
Затраты на аренду площадок составляют примерно 20% расходов фестиваля. Остальные 10% тратятся на рекламу. "Но это очень приблизительный расклад, ведь проект от начала до конца менеджерский, "рукотворный", и включает самые разные статьи затрат", — отмечает предпринимательница. В течение года фестиваль готовят 45 штатных сотрудников, еще около 20 привлекают для проектных работ.
Кроме НП "Дансе Оупен фестиваль" Екатерина Галанова руководит ЗАО "Оазис", которое организует концерты, конференции и другие мероприятия. Участвует фирма и в госзаказах: в прошлом году компания организовала новогодний губернаторский прием в Петербурге, концерт в День города на Дворцовой пл. и др.

Билеты без спроса

По данным агентства "Интермедиа", объем рынка концертной индустрии в России — 70,7 млрд рублей. Сейчас этот показатель снижается. Как рассказывают участники рынка, в кризис работать стало гораздо сложнее, притом что российская аудитория и раньше не очень охотно покупала билеты. Прошлой весной, по данным "Союзконцерта", из–за отсутствия спроса на билеты и падения рубля, которое привело к росту гонораров, организаторы в России отменили более 200 концертов.
Гендиректор компании "Светлая музыка" Илья Бортнюк рассказывает, что приглашать на концерты и фестивали зарубежных исполнителей сложно не только из–за курса евро: привлечь иностранных артистов было сложно и раньше. "Рынок за рубежом развит гораздо лучше, публика больше готова платить за билеты, и гонорары, конечно, выше, чем у нас, предложить что–то подобное трудно", — поясняет он.
Еще одна проблема рынка — спекулянты, которые покупают билеты на востребованные мероприятия заранее и перепродают по завышенным ценам. Сдать обратно в кассу билет на концерт или спектакль можно в любой момент без потерь, поэтому перекупщики зарабатывают без риска.