Еда на высоте

Вопрос питания в бизнес–центре, с одной стороны, чисто практический — как накормить арендаторов в обеденный перерыв. В то же время панорамный ресторан или популярное кафе вполне могут превратиться в самостоятельную точку притяжения и привлекать более широкую аудиторию, чем сотрудники местных офисов.

Питание является неотъемлемой частью офисной жизни. "Любая компания, рассматривающая площади в аренду в том или ином БЦ, всегда обращает внимание на качество расположенного в нем общепита, ассортимент и стоимость еды — рядовым сотрудникам необходимы доступные обеды", — говорит руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL в Санкт–Петербурге Регина Волошенко.
При этом количество заведений определяется площадью, количеством работников в здании и возможным притоком людей со стороны. Так, по словам директора департамента офисной недвижимости компании Colliers International в Петербурге Игоря Темнышева, в офисном особняке площадью 3 тыс. м2 заведение общепита может быть не предусмотрено, а арендатор будет довольствоваться кухней непосредственно в офисе или кафе в пешеходной доступности. В здании площадью 20–25 тыс. м2 целесообразно разместить одно предприятие общепита площадью 600–700 тыс. м2, а в объекте площадью свыше 25 тыс. м2, состоящем из нескольких корпусов, нужно как минимум две точки общепита, ввиду того что при 100% заполняемости такого проекта можно столкнуться с проблемой, когда одно заведение не справится с наплывом посетителей в обеденное время. "Само по себе наличие в здании альтернативы питания является для арендаторов плюсом объекта, — отмечает Алена Бердиган, руководитель отдела офисной недвижимости Maris, — помимо этого, в здании, которое оснащено ресторанной зоной, можно проводить переговоры".
Для ресторанов и кафе размещение в бизнес–центре позволяет обеспечить гарантированный поток гостей на завтрак и обед.
Эксперты отмечают, что операторы питания "заходят" в крупные проекты с качественной концепцией на достаточно ранних стадиях, иногда даже на этапе котлована, и начинают работать уже при 20–30%–ном уровне загрузки объекта. В связи с этим операторы питания отслеживают проекты, которые находятся на стадии проектирования или строительства, чтобы продолжать успешно развиваться.
Одним из крупнейших объектов, в которых могут быть заинтересованы операторы общественного питания, является "Лахта центр", который строится в Приморском районе. В нем планируется открыть более десяти заведений общепита различного уровня, в том числе, например, столовую для сотрудников на 1 тыс. мест.

Гостям всегда рады

Определять концепцию общепита необходимо исходя из состава арендаторов. "Нужно понять, кто там сидит, топ–менеджмент или рядовой персонал, от этого будет зависеть их платежеспособность, — считает соучредитель и концепт–шеф ресторанной группы ITALY GROUP Михаил Соколов, — такой анализ вам поможет выбрать правильный ценовой диапазон".
Например, рядовые сотрудники могут посещать заведения во время обеда 2–3 раза в неделю, в остальное время предпочитая брать еду из дома. Менеджеры среднего звена, как правило, посещают общепит с большей регулярностью и несколько раз в день. "Они могут в лобби–баре или кофейне провести встречу с клиентом или партнером, завтрак и обед провести в заведении сегмента эконом, взять еду с собой домой для ужина, несколько раз в неделю посетить ресторан", — рассказывает Гаянэ Петросян, заместитель директора по стратегическому маркетингу УК "Резиденс". Эта компания развивает сети "Тарелка Столовая" и "Буфет Трикатель", в которых в совокупности восемь заведений находятся в бизнес–центрах города.
Отдельно можно выделить топ–менеджеров: они требовательны к обслуживанию, подаче блюд, разнообразию, как правило, более мобильны и с меньшей регулярностью посещают заведения, расположенные в бизнес–центре.
"Топ–менеджмент компании, расположенной в том же здании, что и ресторан, — редкие гости у нас, — рассказывает генеральный директор Stroganoff Group Леонид Гарбар, — зато представители компаний из зданий по соседству заходят постоянно".
"Не стоит забывать, что можно использовать помещение в бизнес–центре, не привязываясь к его трафику и работая на других потоках, — отмечает Михаил Соколов, — в любом случае я не советую ориентироваться исключительно на поток БЦ". Однако несмотря на то, что в бизнес–центрах могут быть размещены кафе и рестораны, ориентированные не только на внутренние, но и на внешние нужды, ключевой целевой аудиторией таких заведений остаются сотрудники, поэтому в меню обязательно должны быть представлены бизнес–ланчи, которые позволяют экономно пообедать, считает Игорь Темнышев.

Магия места

Для ресторана главное — локация, считает Леонид Гарбар. Наличие входа с улицы также позволяет ресторану быть самостоятельным заведением, а не становиться частью бизнес–центра.
"Многие рестораны заинтересованы в объектах, последние этажи которых обладают выдающимися видовыми характеристиками, такими, как, например, вид на воду или на исторический центр города", — говорит Игорь Темнышев. В качестве примеров можно назвать рестораны "Рыба" (БЦ River House), "41 этаж" (БЦ "Лидер Тауэр"), "Мансарда" (БЦ Quattro Corti). Планируются видовые рестораны и в комплексе "Лахта центр": панорамный с вращающимся полом на 74–76–м этажах башни, а также ресторан с видом на залив, расположенный в южном блоке многофункционального здания, прилегающего к башне, а также бар, который разместится в уникальном архитектурном сооружении комплекса — входной арке с пролетом почти 100 м.

Разные посетители

Разноплановые объекты, конечно, более интересны для ресторанов и кафе. "Многофункциональные центры привлекательны в первую очередь большим и разнообразным потоком людей, — рассказывает директор по стратегическому маркетингу сети кофеен "Шоколадница" Сергей Чебаненко, — посетителями таких локаций становятся потенциальные покупатели магазинов, пассажиры метро, сотрудники офисов, туристы". Например, в торгово–офисном центре River House находится четыре разных заведения общепита.
К тому же разноплановость объекта позволяет привлекать арендаторов разного ценового сегмента. "Очевидно, что концепция в панорамном ресторане будет отличаться от концепции в точке питания вблизи детского научно–образовательного центра, — рассказывают в "Лахта центре", — мы рассчитываем, что будущие операторы будут ориентироваться на то, что посетителями кафе и ресторанов будут петербуржцы, гости города и сотрудники "Лахта центра" с самым разным уровнем достатка". Следовательно, здесь откроются как рестораны с высокой кухней и соответствующим ценовым диапазоном, так и качественные рестораны и кафе среднего класса, а также точки быстрого питания, где можно недорого перекусить на ходу.
Количество и разнообразие заведений общепита зависит в том числе и от спроса и амбиций рестораторов. "В Эмиратах я видел бизнес–центр, где было выделено три этажа на ресторанную зону, — рассказывает Михаил Соколов, — в БЦ "Белые сады" в Москве первые этажи все в ресторанах — всего пять или шесть проектов".
Чтобы сотрудничество было успешным и выгодным как для владельцев делового центра, так и для ресторана, важно, чтобы каждый объект чем–то выделялся, был уникальным, а операторы были готовы сделать шаг вперед в своем развитии, а не поставить очередную точку в линейке подобных".