Петербуржцы отказываются экономить на детях, несмотря на кризис

Автор фото: Алексей Филиппов/ТАСС

Специализация на услугах для детей позволяет занять устойчивую нишу и расти даже в кризис на 10–15%. Услуги детского стоматолога, парикмахера, фитнес–тренера обойдутся в среднем на 10% дороже, чем взрослого.

Петербуржцы, несмотря на финансовые трудности, не экономят на детях. Они готовы потратить чуть больше, но отдать ребенка профессионалам, будь то парикмахер, фитнес–тренер или стоматолог.
По самым грубым оценкам, объем платных услуг, которые оказываются детям в Петербурге, достигает 500 млн рублей в год.

На волне интереса

В городе с переменным успехом работают несколько сотен парикмахерских, в последние 1,5–3 года, как говорят участники этого рынка, развитие получили специализированные салоны для детей. Их доля в общем объеме парикмахерских услуг, по разным оценкам, составляет 3–6%. Большинство сетей–парикмахерских — "Воображуля" (11 салонов), "Веселая расческа" (восемь), "Карусель" (пять) и "Кудряшка" (восемь) — расположены в торговых центрах. Как отмечает Петр Кинд, руководитель детской парикмахерской "Стрижата", за год число посетителей увеличилось на 30% за счет новых клиентов.
Занятия спортом для детей есть лишь в некоторых фитнес–клубах. К примеру, холдинг "Алекс Фитнес" реорганизовал детскую корпорацию "Лимпик" в отдельное подразделение. Ежегодный рост рынка в "Алекс Фитнес" оценивают в 15–30%.
Сеть фитнес–клубов Fitness family изначально создавалась как клуб для всей семьи. "Возможность занятий спортом для всей семьи — это колоссальное преимущество, по сути, мы нашли свою нишу и прекрасно в ней работаем", — говорит Денис Горнев, директор по развитию Fitness Family.
Но большинство фитнес–клубов предпочитают не связываться с организацией детских секций, поскольку это хлопотное направление на грани рентабельности, говорит эксперт.
Продавать абонементы, как это работает во взрослом фитнесе, не получается: дети часто болеют и много занятий пропускают. В целом, по оценкам Дениса Горнева, до 5% от оборота клуба приходится на детское направление.
В клиниках "МЕДИ" услуги в области детской стоматологии тоже составляют 5% от общего объема медуслуг, прирост количества несовершеннолетних пациентов в 2015 г. составил 104% по сравнению с 2014–м, указывает Максим Шадрин, директор по стратегическому планированию cистемы клиник "МЕДИ".
Увеличивают ассортимент сервисов для родителей и сотовые операторы. Спрос по контролю за местоположением домочадцев растет — повысился спрос на безопасность, отмечают в "Билайне". Но к нему добавляются услуги по контролю за состоянием счета на телефоне и даже интернет–контентом.

Кому доверять

Основная сложность при работе с детьми — подбор кадров, говорят участники рынка. Тренеры по фитнесу, парикмахеры, врачи и косметологи должны не только качественно оказать услугу, но и поладить со своими маленькими клиентами. "Найти мастеров, готовых работать с детьми, у которых есть еще и психолого–педагогический талант, очень сложно", — сетует Елена Андреева, директор сети "Карусель".
"Из 10 кандидатов на повторное собеседование остается в лучшем случае один, — вторит ей Денис Горнев, — родители ожидают, что тренер будет жить своей работой, как это было в советское время, а это должен быть настоящий фанат".

Дорогие дети

В среднем цены в детских салонах выше на 30%, чем во взрослых. За специально подготовленного парикмахера и антураж — удобные кресла в виде самолета, экран с мультфильмами — родители готовы заплатить чуть больше.
В спа–отеле "Аквамарин" для детей есть банный комплекс и зона отдыха, искусственный пляж и соляная пещера, в "Гранд Петергоф спа–отеле" предлагают массаж, детские ванны с щадящим режимом и специализированной детской косметикой, детская процедура обойдется в 2 раза дешевле, чем взрослая. Как рассказывает Альбина Сундукова, менеджер спа–отдела отеля, за год число посетителей выросло в 2 раза. Доля спа–салонов, предлагающих программы для детей, составляет в Петербурге 10%.
Разброс цен на аналогичные услуги для взрослых и детей в стоматологических клиниках "МЕДИ" составляет не более 5%. Медицинские услуги для детей отличаются более жесткими требованиями со стороны законодательства, а значит, и ростом операционных издержек, отмечают специалисты.

До потолка далеко

Объем предложения в сегменте детских парикмахерских почти закрыл уровень потребительского спроса, но рынок еще не насыщен, считает Светлана Плетнева, руководитель парикмахерской "Зазеркалье".
Большие перспективы и у рынка спортивных и медицинских услуг для детей, за счет низкой базы эти сегменты могут вырасти в разы, считают эксперты. Правда, и конкуренция в этих сегментах высока.
Один из ключевых факторов существенного роста детского направления — эффект низкой базы. Многие родители покупают абонемент для себя, потом узнают о детских программах и приобретают для своих детей. Точных данных по объему этого сегмента нет, но в нашей сети соотношение взрослых и детей составляет 70 к 1, то есть доля примерно 1,5%. Многие семьи готовы урезать свои расходы в кризис, но на здоровье и детях экономят в последнюю очередь. Детский фитнес — это дополнительная услуга, которая способна сформировать лояльность у взрослых клиентов, сделать фитнес–клуб в целом более привлекательным для клиентов.
Алексей Ковалев
президент федерального холдинга "Алекс Фитнес"
Несмотря на кризис, детские парикмахерские, как вид малого бизнеса, достаточно перспективны и привлекательны. Как и многие услуги, они в меньшей степени подвержены влиянию внешних факторов. Это заметно по большинству торгово–развлекательных центров, где все больше площадок отдается под открытие предприятий детской индустрии, которая в условиях кризиса наиболее устойчива. Почти 6 лет назад, когда мы открывали первые студии сети, ниша была абсолютно свободна. За эти годы рынок стал достаточно конкурентным, сейчас Петербург — самый насыщенный город России по количеству детских парикмахерских.
Анна Шитникова
Генеральный Директор Сети Детских Салонов Красоты "Воображуля"