Тяга к прекрасному

Начало 2016 года ознаменовалось ажиотажным спросом на городские выставки. "ДП" разбирался в причинах.

Очередь на Серова — за последние пару месяцев эта фраза успела стать именем нарицательным, применимым к любым столпотворениям у культурных объектов. В январе людей, выстроившихся у Третьяковской галереи, даже пришлось обогревать чаем и откармливать гречкой, но и это не удержало любителей искусства от того, чтобы взять и выломать двери. Окончание выставки Серова почти совпало с началом показа в Петербурге ретроспективы мексиканской художницы Фриды Кало. В социальных сетях тут же начали шутить, что "очередь на Серова" теперь переместится к стенам Шуваловского дворца. Шутки шутками, но в каком–то роде так и случилось. Позже очереди были также замечены в Главном штабе Эрмитажа, где демонстрировали работы британского скульптора Тони Крэгга, и у корпуса Бенуа, в котором в начале марта стартовала выставка Льва Бакста. Данные о посещаемости учреждений культуры тоже говорят об усилившейся жажде прекрасного: в 2015 году городские музеи посетили более 8 млн человек, что на 500 тыс. больше, чем в 2014–м.

Перевыполнение плана

Интересно, что всего 4 года назад показатели посещаемости музеев считались крайне неудовлетворительными. В 2012 году Минкульт решил продлить часы работы ряда галерей и постараться сделать музеи более современными, в частности за счет создания выездных выставок. Пункты плана в той или иной степени, можно сказать, были выполнены, и вот настал 2016 год, и люди наконец потянулись в музеи. Да еще с какой силой, даже двери не выдерживали. Правда, старания ведомства могли сыграть в этом вопросе не самую главную роль. Научный руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский объясняет, что повышенный интерес к искусству может быть обусловлен тем, что в последние годы в России стабильно увеличивалась доля представителей среднего класса. В различных исследованиях, посвященных среднему классу, отмечается и рост культурного уровня, уточняет эксперт.
Влияет на ажиотаж, возможно, и Интернет, где определенные социальные группы обсуждают и рекламируют те или иные мероприятия. Кроме того, на желание россиян, в частности петербуржцев, могла повлиять и экономическая ситуация. Лишившись возможности отправиться за границу, многие вынуждены искать новые способы проведения досуга в черте города.
"Можно вспомнить о так называемом эффекте губной помады — росте спроса на более дешевые товары во время кризиса. Думаю, здесь то же самое — когда люди не могут позволить себе чего–то большего в плане досуга, они идут в музей", — говорит сотрудник одного из музеев Петербурга.
"Причины интереса к искусству можно рассмотреть в нескольких временных горизонтах, — говорит научный сотрудник Центра молодежных исследований, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Маргарита Кулева. — В краткосрочной перспективе "тяга к искусству" может быть связана с поиском новых досуговых возможностей на фоне финансового кризиса: в СМИ, например, не раз появлялась информация об опустении торговых центров, где многие горожане уже не могут позволить себе комфортно потреблять. В более широком контексте рост интереса можно связать с тесным включением России в глобальный арт–рынок: в частности, в последние годы мы видим в России больше известных выставок и художников, чем раньше".

Шаг навстречу

Ряд положительных изменений, включающих демонстрацию более актуальных и интересных работ, несомненно, повлиял на желание россиян посещать выставки. Но, столкнувшись с ажиотажным спросом, некоторым музеям пришлось менять график работы, продлевая часы посещения выставок, задумываться о введении электронных билетов ради сокращения очередей. Правда, пока процесс сложно назвать стремительным. "Думаю, наши музеи пока не спеша идут по пути идеологической трансформации от "музея как места сохранения культурного наследия" к "музею для посетителей". Возможно, возросшие нагрузки, связанные с большим потоком посетителей, могут ускорить этот процесс", — говорит Маргарита Кулева.