Дмитрий Циликин, театральный критик Все статьи автора
25 марта 2016, 15:34 505

Что смотреть на XVI фестивале балета "Мариинский"

Фото: Антон Завьялов

Театральный критик Дмитрий Циликин — о том, что смотреть на XVI фестивале балета "Мариинский".

Как известно, оперно–балетный театр есть витрина государства, и нужно ли удивляться: что в государстве — то и на сцене. Миновала пора, когда (еще, казалось бы, совсем недавно) в Мариинском театре потчевали премьерой, например, остросовременного сочинения Эвана МакГрегора. Теперь не то: у советских собственная гордость, скрепы и идея чучхе, то бишь опора на собственные силы. Фестиваль 31 марта открывает премьера "Медного всадника".

"Слава богу, у нас такого нет" – петербургские архитекторы о "Московской весне"

"Слава богу, у нас такого нет" – петербургские архитекторы о "Московской весне"

923
Маргарита Кудрявцева
"Слава богу, у нас такого нет" – петербургские архитекторы о "Московской весне"

"Слава богу, у нас такого нет" – петербургские архитекторы о "Московской весне"

923
Маргарита Кудрявцева

Много лет ультраконсервативная партия экс–артистов и критиков старой закалки продвигала идею выкопать этот гроб с музыкой (Р. Глиэра) и водворить его на Мариинской сцене. Критика же вменяемая относилась к мысли, что после Баланчина и Форсайта можно кормить труппу и публику этим замшелым сталинским драмбалетом Ростислава Захарова образца 1949 года, разве что как к ночному кошмару. Но время показало: нет такого кошмара, который не сбылся бы наяву. Гальванизацией трупа занимается Юрий Смекалов при участии "хранителей" предыдущего возобновления 1980 года.

В качестве антидота на следующий день можно принять внутрь вечер Дианы Вишневой. Неутомимая труженица и проектантка затеяла его в честь своего педагога Людмилы Ковалевой. В дивертисменте выйдут и другие ее знатные ученицы, в том числе одна из самых заметных выпускниц АРБ им. Вагановой последних лет балерина Большого Ольга Смирнова. А также — любимый партнер Вишневой Владимир Малахов. Во втором отделении Диана покажет сочинение Ханса ван Манена Live, премьеру которого станцевала в ноябре в Москве на своем фестивале "Диана Вишнева. Context".

Одна из традиций фестиваля — приглашенные солисты в текущем репертуаре. Нынче в "Жизели" (4 апреля), "Лебедином (5), "Спящей" (8), "Баядерке" (9) я не обнаружил имен, которые заставили бы, как случалось прежде, настойчиво рекомендовать все бросить и бежать сломя голову в театр. Но, как бы то ни было, всякий предварительно может, спасибо YouTube, составить собственное мнение: кто получил статус этуали Парижской оперы по заслугам, а кто на вырост. Кроме того, некоторые (как, например, Хи Сео из American Ballet Theater или Эван МакКи из Национального балета Канады) у нас и в Москве уже танцевали.

Фестиваль "Мариинский" (как и второй главный фестиваль этого театра — "Звезды белых ночей") не раз привозил разные танцевальные компании, включая и ведущие мировые. На этот раз продукт отечественный, но в импортной хореографической упаковке — трехактный вечер Пермского балета (6 апреля). В нем к английским опять–таки проверенным временем (или траченым молью) мэтрам Фредерику Аштону — "Конькобежцы" и Кеннету Макмиллану — "Зимние грезы" прибавится текст "Когда падал снег" нашего современника Дагласа Ли, уже во второй раз поработавшего специально для пермской труппы.

Еще одна традиция — Мастерская молодых хореографов (7 апреля). Приятно, что участвует Ксения Зверева, неплохо себя показавшая в прошлом году. Жаль, что не будет Владимира Варнавы, показавшего себя совсем хорошо. Зато к мариинским танцсочинителям присоединится Андрей Меркурьев (Большой театр) — артист с умом и вкусом.

Другой обычай фестиваля — демонстрировать сочинения Бенжамина Мильпье. В 2011–м этот франко–американский мужчина поставил в Мариинском театре балетик Without. И он, и прочие его опусы наличие хореографического таланта отнюдь не доказывали, однако руководство Парижской оперы считает иначе: с 2014–го Мильпье возглавляет ее балетную труппу. Образчики его творчества снова включены в программу закрывающего фестиваль гала–концерта (10 апреля), теперь — в совместном исполнении артистов Парижской оперы и Мариинского театра.

В том же гала в "Симфонии до–мажор" Баланчина на сцену выйдет Виктория Терешкина. И это тот случай, когда и вообще–то идиотский лозунг "Поддержи своего производителя" обнаруживает окончательную абсурдность. Лучшая балерина труппы, танцовщица мирового уровня — и хореография российского по происхождению, европейского и американского по формальной принадлежности гения. Что вообще имеет значение, кроме качества?

Рецензия на спектакль "Письмовник"

Рецензия на спектакль "Письмовник"

734
Дмитрий Циликин, театральный критик
Рецензия на спектакль "Письмовник"

Рецензия на спектакль "Письмовник"

734
Дмитрий Циликин, театральный критик
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама