"Большая тройка" уходит из России

СПб. Moody's до конца года отзовет все рейтинги по национальной шкале, присвоенные российским компаниям. Новый закон создает для "большой тройки" правовую коллизию.

"Большая тройка" международных рейтинговых агентств Fitch, Moody's и Standard&Poor's может формально уйти из РФ до конца этого года.
Moody's на прошлой неделе заявило, что из–за изменений в законодательстве РФ в течение 2016 года отзовет все рейтинги по национальной шкале, присвоенные российским компаниям, и закроет российскую "дочку" "Мудис Интерфакс". Ранее Fitch сообщило о возможном отказе от присвоения рейтингов по национальной шкале.
Проблему для международных рейтинговых агентств создает закон № 222–ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ". По этому закону с 2017 года они будут не вправе отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной шкале для России, в связи с решениями органов власти иностранных государств (к примеру, когда вводятся санкции).
На данный момент рейтинги по национальной шкале присваивает вся "большая тройка". Новый закон фактически ставит их в тупик. "Мы как глобальная компания поставлены в ситуацию, когда в случае введения санкций против российских клиентов нарушим либо российское, либо международное законодательство", — комментировал ранее ситуацию для Bloomberg глава аналитической службы Fitch Йен Линнелл.
Помимо того, на национальные рейтинговые агентства и их дочерние компании возложат еще много требований. По сути, они будут вынуждены согласовывать все свои действия по пересмотру рейтингов с Банком России. Сейчас ЦБ РФ ведет переговоры с S&P и Fitch, которые пока не определились с планами относительно своего российского бизнеса. И хотя какие–то уступки со своей стороны ЦБ может допустить, вероятность ухода "большой тройки" из России очень высока, прогнозируют аналитики.
"Главные прибыли агентств и их основной бизнес связаны совсем не с Россией, а значит, игра для них не стоит свеч", — говорит старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева. В случае ухода "большой тройки" у инвесторов исчезнут более–менее объективные ориентиры, а российскому агентству потребуется время, чтобы завоевать доверие на глобальном рынке, считает эксперт "Алор Брокер" Кирилл Яковенко.