Политика (не) женское дело?

 

"Каждая кухарка может управлять государством" — такую фразу приписывают Владимиру Ленину. Несмотря на декларации о равных возможностях, до сих пор успешная карьера публичного политика или чиновника топ–уровня для женщины в России — скорее исключение из правил.

Одна на миллион

Первой в истории женщиной–министром была Александра Коллонтай. После революции 1917 года она стала наркомом государственного призрения в первом советском правительстве, затем перешла на дипломатическую службу. За весь период СССР единственной женщиной, руководившей министерством, была Екатерина Фурцева. В составе правительства России женщины появились только в конце 1990–х. В правительстве Евгения Примакова Валентине Матвиенко доверили курировать блок социальных вопросов. В 2000–е наиболее ярко проявили себя министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
После ухода из правительства они продолжают работу на ответственных должностях. Голикова возглавляет Счетную палату, Набиуллина — Центробанк. В нынешнем составе федерального правительства под руководством Дмитрия Медведева из 30 человек только две женщины: пост вице–премьера занимает Ольга Голодец, Министерством здравоохранения руководит Вероника Скворцова. Пробиться во власть на региональном уровне ничуть не проще. Из 85 субъектов Федерации в России только тремя руководят женщины. Это губернаторы Владимирской области Светлана Орлова, Мурманской области Марина Ковтун, Наталья Комарова из ХМАО–Югра. В середине февраля 2016 года перечень женщин — глав регионов дополнился: Наталью Жданову назначили исполняющей обязанности губернатора Забайкальского края.

Законодатели в юбке

Недавно Inter–Parliamentary Union (Межпарламентский союз) проанализировал данные о количестве женщин в национальных парламентах 190 стран. Для составления рейтинга использовались данные по состоянию на декабрь 2015 года. Россия занимает в этом рейтинге почетное 100–е место между Румынией и Гвинеей–Бисау. В Государственной думе РФ из 450 депутатских мандатов у женщин 61 место. Это 13,6% от общего количества. В Совете Федерации представительство женщин выше, из 170 сенаторов 29 женщин (17,1%), в том числе и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Кстати, оба сенатора от Петербурга — дамы. Интересно, что лидирует в мировом рейтинге парламент Руанды, где женщин больше, чем мужчин, — 63,8% мест получили представительницы прекрасного пола. Лучший результат (44–е место) на постсоветском пространстве у Белоруссии, где 27,3% депутатов — женщины. Впрочем, на качестве законотворчества это не отражается.
Стоит отметить, что в региональных парламентах представительство слабого пола выше. В Законодательном собрании Петербурга 12 мест из 50, а это почти четверть, занимают женщины. Они есть во всех парламентских фракциях. Правда, при этом практически все ключевые посты в Мариинском дворце достались мужчинам. Но есть и исключения: Елена Киселева возглавляет комиссию по социальной политике и здравоохранению, а олимпийская чемпиона Любовь Егорова — профильную комиссию по вопросам физкультуры и спорта. В Законодательном собрании Ленинградской области женщин меньше, на их долю приходится восемь мандатов из 50. Зато Галина Куликова получила пост вице–спикера. Расклад сил может измениться по итогам выборов осенью 2016 года. Впрочем, всерьез на это рассчитывать не стоит.

Президентские амбиции

Пару лет назад фонд "Общественное мнение" проводил соцопрос на тему "Женщины и власть". 60% респондентов ответили, что женщинам стоит активнее участвовать в политике. 27% опрошенных категорично заявили, что политика не женское дело. В ответах на вопрос: "Возможно ли, что в ближайшие 10–20 лет президентом России станет женщина?" мнения разделились: по 44% опрошенных допускают и исключают такую вероятность. Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, чаще всего называют должности министров культуры, здравоохранения, образования.
Отношение к женщинам–политикам в России прекрасно иллюстрирует рейтинг доверия политикам, который еженедельно измеряет ВЦИОМ. По данным на 14 февраля 2016 года, в нем лидирует президент Владимир Путин, у него 58,2% поддержки. Ни одной женщины среди политиков, которым доверяют, нет.
Такая позиция идет вразрез с мировым трендом. В рамках ежегодного опроса "Глобальный барометр надежды и отчаяния" (Global Barometer on Hope and Despair), который проводится Gallup International / WIN, респондентам в 65 странах было предложено ответить на вопрос: "Если бы число женщин в политике увеличилось, сделало бы это мир лучше или хуже?" Треть участвовавших в опросе респондентов (34%) полагают, что женщины–политики могут сделать мир лучше. Противоположного мнения придерживается вдвое меньше респондентов во всем мире — только 17%.