Первое правило айтишника

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения операций, совершаемых через Интернет. Законопроект, в частности, предполагает отменить действующее сейчас освобождение от НДС сделок с правами на использование ПО и баз данных. Не секрет, что такой закон прежде всего скажется на налоговых сборах с иностранных компаний (авторы прямо говорят, что с его принятием доходы бюджета в 2017 году вырастут на 52,8 млрд рублей, из них 52,6 млрд — за счет уплаты НДС иностранными компаниями). Для российских компаний документ предусматривал возможность налогового вычета НДС и преференций по налогу на прибыль при продаже софта за пределами России. Правительство, кстати, уже выдало законопроекту отрицательное заключение.
Перспектива отмены этих льгот вызвала горячее обсуждение в прессе и раскол мнений в IT–сообществе. В частности, Ассоциация электронных коммуникаций 17 февраля дала положительную оценку законопроекту, но выразила опасения: если льготы для российских компаний из закона исчезнут, он усугубит для российских IT–компаний их неравное положение на российском рынке с иностранными компаниями.
Другая ассоциация, "Отечественный софт", выступила с резкой критикой поправок. Она считает, что введение НДС увеличит стоимость ПО для конечных пользователей, так как компании переложат налоговое бремя на покупателей, а предложенные льготы неприменимы для подавляющего большинства российских разработчиков. Для членов "Отечественного софта", а это в основном правообладатели готовых программных продуктов, которые не модифицируются под конкретного пользователя, а продаются в Интернете в готовом виде, лицензионные платежи занимают львиную долю выручки, так что их опасения оправданны.
Вместе с тем законопроект может найти своих сторонников среди небольших компаний, занимающихся разработкой ПО под конкретные нужды заказчика. Отмена освобождения от НДС неизбежно повлечет за собой рост цен в попытке переложить расходы на конечного потребителя и способна снизить привлекательность лицензий на готовые зарубежные программные продукты, что позволит более активно заниматься разработками путем заключения договоров подряда на создание новых программ. Услуги по разработке всегда НДС облагались, поэтому были менее конкурентоспособны по сравнению с предоставлением права использования готового продукта. Таким образом, небольшие компании смогут привлечь дополнительные инвестиции на разработку нового программного обеспечения.
Компании же, которые изначально не ограничивали свои интересы российским рынком, а предлагали продукты на рынке Евросоюза, уже знакомы с практикой взимания НДС и не видят каких–то сложностей в организации учета места реализации электронных услуг. Для остальных компаний необходимость такого учета может вызвать некоторые трудности на первых порах и связанные с этим дополнительные расходы.