Гаражи снова под угрозой сноса

Пятой части гаражных кооперативов площадью более 1 млн м2 вслед за ларьками грозит снос. Пока гаражам без договоров аренды начисляют оплату по повышенному тарифу.

Владимир Бобров, председатель ГПК "Первомайский" — гаражно–потребительского кооператива по дороге на Турухтанные острова, — рассказывает, что договор аренды сроком на 11 месяцев он сумел продлить 6 раз, начиная с 2007 года. В декабре 2011 года Смольный ему отказал, и теперь кооператив, который за это время поменял название и форму собственности (ранее этот участок под гаражи арендовало ООО "Владимир и К"), продолжает платить арендную плату.
Заключить новый договор в КИО кооперативу не обещают, однако рассчитывают, по словам Владимира Боброва, плату с повышающими коэффициентами, что сделало задолженность кооператива, как написал его председатель в обращении к чиновникам, "абсурдной" — сейчас за кооперативом числится долг более 33 млн рублей. На территории кооператива (11,4 тыс. м2) расположены 210 гаражей, которые платят кооперативу поквартальную плату за обслуживание и электричество. "Первомайский" располагается на охранной территории в зоне ЛЭП, где не предполагается капитальное строительство чего бы то ни было.
"Все согласования с энергетиками, — рассказывает Владимир Бобров, — в свое время были получены". Сейчас от предпринимателей требуют освободить участок, и таких кооперативов, как этот, "висящих" на неопределенном сроке аренды или вовсе не имеющих договора, — около 70, пятая часть всех городских гаражей. "Аренда закончена. Деньги тают. Прокуратура подала в Арбитражный суд иск о сносе: от нас требуют освободить территорию и передать ее по акту", — говорит Владимир Бобров.
Всего в Петербурге сейчас 400 земельных участков, на которых находятся коллективные гаражные стоянки, более 340 имеют договоры аренды. Общая площадь участков, которые город сдает под гаражи, — 5,8 млн м2, средняя стоимость 1 м2 в год — 7,30 рубля.
Как сообщают в КИО, около 70 участков используют без правоустанавливающих документов в нарушение земельного законодательства. Их площадь — более 1 млн м2. И за такие участки город действительно начисляет более высокую плату. "В соответствии с ГК РФ город взимает, в том числе в судебном порядке, неосновательное обогащение (плату за фактическое использование). Средняя стоимость 1 м2 в год — 29,16 рубля", — поясняют в КИО.
Всего за последние годы городские власти снесли более 25 тыс. гаражей, на их местах в итоге построили свои, в том числе жилые объекты "Главстрой–СПб", "СТАРТ–Девелопмент" и другие компании. Но нескольким кооперативам не продлевают договоры именно потому, что они стоят под линиями электропередачи. Пару лет назад комиссия по продлению договоров, видимо, относилась к таким гаражам лояльнее.
Сейчас, как сообщают в КИО, заявление ГПК "Первомайский" рассматривается, получены еще не все необходимые заключения исполнительных органов власти.
В комитете подчеркивают, что по региональному закону Петербурга аренду гаражникам продлевают без торгов, а в случае сноса гаражей в связи со строительством на участке объектов за счет бюджета компенсации платит орган госвласти, который заказывает бюджетное строительство.
Но в Схему размещения нестационарных объектов, как мечтают гаражники, им уже не попасть. "Случаи поступления заявок на выселение коллективных автомобильных стоянок и ГПК единичны, — говорят в Центре повышения эффективности использования госимущества. — Сейчас у нас в работе только один подобный объект, по адресу: Фаянсовая ул., 22, площадью 9300 м2. Ранее у них был договор аренды от 20.01.2003, который был расторгнут. Имеется решение суда о взыскании задолженности по арендной плате, расторжении договора аренды, выселении с земельного участка. Политика города сводится к тому, чтобы максимально сократить потери граждан в этом вопросе, учитывая его социальную составляющую".