Выживают сильнейшие

Корпоративный кейтеринг меньше пострадал от кризиса, чем частный, но падение рынка не закончилось.

То, что бюджеты, выделяемые бизнесом на семинары, конференции и тренинги, снизились, с сожалением признают все участники рынка кейтеринга, но и надеяться предпринимателям есть на что. Например, компания IBC Corporate Travel провела опрос нескольких десятков крупных фирм и выяснила, что только 35% из них сократили бюджет на корпоративные мероприятия.

Офис вместо ресторана

Пока малый и средний бизнес повально экономит, крупные игроки иногда выбирают противоположную стратегию и активно тратятся на имиджевые мероприятия (например, мастер–классы и тренинги для клиентов, презентации новых продуктов и услуг с фуршетами), которые используют как рекламу.
Гендиректор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов рассказывает, что по петербургскому филиалу компании за последние год–полтора заметно, что мероприятий стало больше, но они стали менее масштабными. "Сильного изменения среднего счета и набора блюд, если мероприятие проводится для клиентов, мы не наблюдаем, — добавляет Анатолий Курюмов. — Но изменения коснулись внутренних мероприятий, которые теперь нередко начали проводить прямо в офисе".
Эксперт отмечает, что для выездных кейтеринговых фирм это даже хорошо: в ресторанах, конференц–залах и отелях, где такие встречи проводились раньше, часто были собственные службы по организации питания.
Евгений Сафронов, генеральный директор ООО "Калинка", рассказывает, что основное изменение на рынке кейтеринга такое же, как и на ресторанном рынке, а именно увеличение себестоимости и переориентация на локальные продукты. У компаний сменился пул поставщиков, а стоимость продуктов выросла примерно на 20%, что снизило рентабельность бизнеса. "Средний счет тоже подрос на 10–15%, в зависимости от набора продуктов, — добавляет Евгений Сафронов. — Спрос снизился, но не так сильно, как мы ожидали, скорее изменилась структура рынка: значительно упала средняя стоимость заказа, заказчики стали выбирать более бюджетные форматы, вырос спрос на мобильные фуршеты (без обслуживания официантами), вместо банкетов — фуршеты с горячими закусками. Длительность мероприятий сократилась".

Борьба за выживание

По оценке "Калинки", объем петербургского рынка кейтеринга — около 4 млрд рублей. До кризиса, как считают в компании, рынок рос в среднем на 10% в год. "В кризис выживают сильные игроки со своими производствами и клиентской базой", — говорит Евгений Сафронов.
Всего на рынке около 170 операторов кейтеринга. Абсолютный лидер на рынке событийного кейтеринга — "Конкорд" ресторатора Евгения Пригожина.
Еще несколько лет назад рынок кейтеринга считался одним из самых простых и незатратных при входе — свои компании в этой сфере открывали начинающие предприниматели и бывшие участники ресторанного дня — "Скворечник", "Амрита", Crouton Catering и другие. Их стартовый капитал составлял тогда зачастую не больше нескольких десятков тысяч рублей, а посуду предприниматели брали в аренду. Сейчас большинство таких компаний ушли с рынка: их прибыли не хватало на поддержание бизнеса.
Данил Коновалов, учредитель компании EventHeads, считает, что сокращение рынка особенно резко отразилось на Москве и Петербурге — эти города быстрее всего реагируют на любые изменения. Уже в начале прошлого года сегмент частных заказов (например, свадьбы и дни рождения) просел на 60–63%. Компании, которые работали в этом сегменте, несколько месяцев после этого занимали выжидательную позицию: те, у кого были другие бизнесы, переключились на них, остальные перебивались небольшими редкими заказами. А затем часть компаний закрылась, а часть — перешла в корпоративный сегмент. Эта тенденция перехода в b2b–сектор продолжится до конца 2016 года.
"Но таким компаниям, я думаю, будет непросто, потому что частные и корпоративные заказы — это два разных мира, — рассуждает Данил Коновалов. — Находить корпоративные заказы гораздо сложнее, и заказчики больше любят проверенные фирмы. Да и материальная база нужна другая — если для частного мероприятия можно обойтись двумя поварами и четырьмя официантами, то в корпоративном сегменте понадобится, например, диспенсер для подогрева тарелок".
Эксперт добавляет, что в сегменте корпоративного кейтеринга на публичных мероприятиях (открытия салонов, презентации продуктов) снижение за год составило 20–25%. Заказчики переходят на российские продукты, более простые и недорогие.
"Там, где раньше были устрицы и капрезе с соусом песто, теперь салаты и канапе, но выглядеть они должны "дорого–богато", — говорит Данил Коновалов. — Поэтому сейчас над бутербродами просто больше трудятся".
Рынок закрытых корпоративных мероприятий пострадал меньше всех — он снизился на 15%. Но многие заказчики говорят, что уже со следующего года планируют урезать эту статью расходов или отказаться от таких мероприятий совсем.