Верхи не хотят, низы не могут

 

Если вы следите за новостями, то выступления представителей экономического блока правительства, скорее всего, уже не находят у вас никакого отклика. То кто–то настаивает на важности таргетирования инфляции с одновременной невозможностью влияния на экономический рост, ибо нужны какие–то "структурные реформы", а к ним данное ведомство никакого отношения не имеет. То другой представитель рассказывает о том, что мы уже на дне, и это, видимо, должно вселять надежду бизнесу. Третий предупреждает, что если сейчас не начнем обрезать бюджетные расходы, то придется еще больше резать их через пару лет, кто бы нашей страной ни управлял. Тем временем реальные доходы населения падают, так же как выручка частного бизнеса.
На этом фоне предложения Минэкономразвития, как выйти из кризиса, тоже особого доверия не внушают. Доклад на тему содержит, по сути, набор уже набивших оскомину и лишенных какой бы то ни было конкретики фраз о поддержке, мерах, рисках и — куда без них — инновациях. Вот планирует МЭР направить 10 млрд рублей на поддержку рынка труда. На что пойдут деньги, непонятно. Потому что даже если в регионах службой занятости будет обеспечено больше курсов по переквалификации, но при этом бизнес не будет развиваться, то люди все равно работу не найдут. Потому что предприятия не просто "высвобождают сотрудников" — они не могут их занять.
Меры по поддержке бизнеса включают, как всегда, "упрощение налоговых и административных условий" и неведомое "высвобождение предпринимательской активности". Что на практике? Смотрим, например, КоАП. С декабря 2015 г. за "несвоевременное или недостоверное предоставление" данных статистического (!) учета штрафы составляют от 10 тыс. до 20 тыс. и от 20 тыс. до 70 тыс. для должностных и юридических лиц соответственно за каждое (!) нарушение. Если второй раз нарушите, то рецидив обойдется в разы дороже.
Пикантность ситуации в том, что предприятию надо самому найти себя в списке на сайте территориального органа статистики. Списки, в свою очередь, с многочисленными ошибками были опубликованы только 9 февраля, хотя первые отчеты нужно было сдать уже к 4–му числу, а подавляющее большинство — к 10–му. Уточненный список опубликован 12 февраля. То есть многие из нас теоретически уже должны казне. И это только один пример "упрощения" условий ведения бизнеса на практике.
Чтобы не думать о худшем, представляется, что те, кто пишет тексты о мерах и прочих планах, просто незнакомы с реальной ситуацией. И, вероятно, бизнесу было бы гораздо лучше, если бы его не только так не поддерживали, но и вообще не трогали.