Почему петербуржцы стали реже ездить на метро

Автор фото: Сергей Ермохин

Петербуржцы пересаживаются с метро на автобусы. В 2015 году городская подземка перевезла на 21 млн пассажиров меньше, чем годом ранее. Ровно на столько же увеличило объем перевозок ГУП "Пассажиравтотранс".

В ГУП " Петербургский метрополитен " отметили, что количество перевезенных пассажиров сокращается с 2011 года в среднем на 1,5–2% в год. В 2015–м ситуация ухудшилась: за год метрополитен потерял рекордное число пассажиров — 21,4 млн, что соответствует 485 млн рублей дохода.
Среди причин снижения пассажиропотока в метрополитене называют, в частности, закрытие на капитальный ремонт станций "Василеостровская" и "Выборгская". Еще сильно подводят подземку железнодорожники — они не могут предоставить услугу, адекватную запросам потребителей. Из–за этого жители Ленобласти предпочитают добираться до места работы в Петербурге либо на собственном транспорте, либо на маршрутках (так быстрее и дешевле). В результате станции метрополитена, объединенные с железнодорожными вокзалами, — "Балтийская", "Ладожская", "Площадь Ленина", "Удельная", "Рыбацкое", "Обухово", "Девяткино" — теряют пассажиров, отмечают в метрополитене.
Один из опрошенных " ДП " экспертов усомнился, что из–за ремонта станций пассажиропоток в метро может упасть так сильно. "Мы и раньше ремонтировали станции. На электричках граждане давно не ездят, но такого падения никогда не было", — говорит эксперт.
Опрошенные "ДП" участники рынка также не поддержали предположение о том, что, возможно, метрополитен занижает статистику, чтобы скрыть часть дохода и получить больше дотаций из бюджета.

Тоннели не идут

В этом году подземка продолжит терять пассажиров из–за ухудшения экономической ситуации — бюджетные расходы на развитие метрополитена урезаются. Смольный лишил его в прошлом году 3,3 млрд рублей. Более того, станции "Новокрестовская" и "Беговая" недалеко от стадиона "Зенит–арена" из–за сокращения финансирования могут быть не запущены к началу чемпионата мира по футболу, говорят некоторые эксперты. Тем более что конкурс по выбору подрядчика для строительства продолжения Невско–Василеостровской линии от "Приморской" до "Улицы Савушкина" с промежуточной станцией "Новокрестовская" несколько раз срывался из–за жалоб компаний — претендентов на получение этого подряда. В результате строительство линии началось только в декабре 2015 года.
Доход метрополитену после чемпионата эти станции не принесут — пассажиропоток на Крестовском острове ниже, чем на станциях в других районах города. Подземке намного выгоднее развивать сообщение с застраиваемыми жильем районами за КАД. Туда планируют тянуть метро, но конкретных сроков пока нет.

Автобусы берут свое

Активно растущее население городских окраин наращивает обороты частных и государственных наземных перевозчиков. Автобусы забрали всех пассажиров, потерянных метрополитеном. Так, ГУП "Пассажиравтотранс" увеличило за прошлый год объем перевозок ровно на 21 млн пассажиров, до 319 млн человек. "В прошлом году предприятие запустило девять новых маршрутов. В частности, автобусы компенсировали закрытие станций "Василеостровская" и "Выборгская", а также ликвидацию трамвайного движения по ряду магистралей — проспекту Косыгина, улице Димитрова", — объясняют в ГУПе.
Еще выше (на 30,9 млн пассажиров) нарастили объемы частные перевозчики — за прошлый год они перевезли 541 млн человек. Это больше, чем городские автобусы и троллейбусы вместе. Через 3 года при сохранении существующей динамики частные перевозчики обгонят и метрополитен.

Тарифы поднять

Экономика общественного транспорта такова, что развивать наземный транспорт Смольному невыгодно.
Автобусы, троллейбусы и трамваи — самые убыточные виды транспорта: доход (плата за проезд) не покрывает даже 50% затрат "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса". Убытки компенсирует город. Поездки на метрополитене обходятся местному бюджету дешевле — пассажиры оплачивают 63% стоимости поездки.
Особняком стоят частные перевозчики — перевозки по социальным маршрутам (тариф на проезд устанавливает город) дотируются из бюджета. Зато частники эксплуатируют коммерческие маршруты, которые приносят прибыль и позволяют компаниям развивать бизнес, обновлять подвижной состав.
За 2015 год предприятия общественного транспорта Петербурга перевезли 1,922 млрд пассажиров, что на 2,4% больше, чем в 2014 году.
Совокупный доход перевозчиков приблизился к отметке 40 млрд рублей, а убыток — к 27 млрд рублей. К этой сумме надо прибавить средства, которые город тратит на инфраструктуру и обновление подвижного состава ГУПов (в 2016 году на эти цели Смольный намерен потратить 4,5 млрд рублей).
В результате совокупные расходы Смольного на общественный транспорт достигают 10% от суммы расходов бюджета. Сокращать их в условиях кризиса будут за счет повышения тарифа на проезд.
Меня, конечно, удивляет, что метрополитен потерял за прошлый год 21 млн пассажиров — это очень много. А куда делись все эти пассажиры? Не думаю, что такое сокращение могло произойти из–за капитального ремонта станций. "Василеостровская" — крупная станция, а на "Выборгской" пассажиропоток меньше. Скорее всего, причина в чем–то другом. Может, это связано с оттоком мигрантов. Почти все они ездят на метро. Совершенно очевидно, что мигрантов стало меньше везде. Они начали уезжать из города после девальвации рубля еще весной прошлого года.
Андрей Карпов
председатель совета директоров аналитического агентства "Дорн"
Никакой прибыли у частных перевозчиков уже не остается. Мы с трудом добиваемся от властей индексации тарифов. На социальных маршрутах они поднимают цены, а на коммерческих забывают. В прошлом году повысили на 11% предельный тариф на коммерции — это ниже уровня инфляции. Нам нужно поднять тариф до 52 рублей, чтобы компании могли компенсировать возросшие затраты на топливо, запасные части, могли обновлять подвижной состав. Нам, в отличие от ГУПов, город не покупает автобусы.
Михаил Богданов
Заместитель Генерального Директора Компании "Третий Парк"