Телеком: прогноз 2016

На телекоммуникационном фронте никаких принципиальных перемен не ожидается. Все просто: нет денег — нет перемен. Капитальные затраты урезаны. Впрочем, операторы правы, когда говорят, что вкладывают–таки миллиарды. Штука в том, что затраты есть, но стройки практически нет. Она минимальна. Куда деваются деньги, можно только гадать. Но у бизнесменов на гадания нет времени. Звонишь строителям, кто вчера плакал по поводу построенных, но не востребованных операторами (и, соответственно, неоплаченных) сетей, а они уже занимаются совсем другим — сменили профиль от безнадеги. Аналитики агентства "Рустелеком" считают, что при таком раскладе абоненты, увы, неизбежно почувствуют ухудшение качества связи.
Несмотря на все прежние заверения операторов о том, что связь — последнее, на чем экономят, очевидно, до этого момента мы добрались. Компании сокращают штат, соответственно, и каналов связи нужно меньше. Участники рынка готовятся к тому, что в этих непростых условиях возрастет непорядочная конкуренция. Например, один из крупных операторов объявил среди сотрудников конкурс: кто принесет базу конкурентов, рассказывают в компании "Комфортел". Там прогнозируют, что сейчас есть все шансы подрасти для b2b–провайдеров третьего эшелона: "У них большой запас емкости сети, не давят капзатраты, соответственно, им проще снижать цены". Также в компании ожидают, что девелоперы окончательно поймут невыгодность предоставления одному провайдеру эксклюзивных прав на обслуживание БЦ.
Физлица более предсказуемы, работать с ними проще. Но и тут не Клондайк. "Мы не видим никаких направлений телекоммуникационного бизнеса, которые могли бы увеличить темпы роста в 2016 году", — говорят в агентстве TelecomDaily. Абонентов широкополосного доступа в Интернет в 2015 году стало больше — во всей стране — всего на 700 тыс., а в 2016 году рынок прирастет не более чем на 550 тыс. клиентов. По платному ТВ в 2015 году рост был 5,4%, а на 2016–й прогнозируется 4,5%. В 2015 году в России было продано 26 млн смартфонов, а в 2016–м ожидается 23–24 млн. И так далее.
Что еще ждут участники рынка? Ускоренного перетока клиентов из фиксированных сетей в сотовые. Развития облачных сервисов. Сделок слияния и поглощения: в Петербурге они возможны в b2b–сегменте.
Резюме такое: все мечтают о повторении результатов 2015 года, хоть они не самые веселые в истории.
В 2016 году оператор делает упор на развитие волоконно–оптических линий в Ленинградской области. Завершается прокладка волоконно–оптического кабеля на Кронштадт. Ведутся финальные работы по обеспечению связи, в том числе высоких скоростей доступа в Интернет, на новой площадке для проведения ПМЭФ («ЭкспоФорум») в Шушарах.
Дмитрий Смирнов
технический директор филиала МТС «Северо–Запад»
В начале года оператор запустил первый большой фрагмент в дополнительном частотном диапазоне 1800 МГц. Дальнейшее расширение будет одним из приоритетов. Новые точки роста в 2016 году компания связывает не столько с базовым продуктом, сколько с цифровыми услугами, развитием конвергентных предложений, мобильных финансов и медиа. План — в 10 раз увеличить число клиентов мобильных финансовых сервисов.
Юрий Смагаринский
директор объединенного региона «Запад» компании «ВымпелКом»
Доля крупных федеральных клиентов в общей выручке B2B к 2017 году должна увеличиться до 18%, а доля государственных заказчиков — до 12%. К 2024 году компания планирует увеличить долю доходов от B2B–услуг до 25% в общей выручке АО «ЭР–Телеком Холдинг».
Сергей Гусев
директор макрорегиона Северо–Запад АО «ЭР–Телеком Холдинг»

1. Совместное использование инфраструктуры операторами связи

Нам партнерство с МТС дало положительный эффект в плане экономии. Мы планируем расширять программы совместного использования инфраструктуры и уже пришли к очень важному в этой связи соглашению. Выиграют все: клиенты получат новые сервисы быст­рее и с лучшим качеством, а операторы смогут сохранить высокую скорость внедрения новых технологий.
Юрий Смагаринский
директор объединенного региона «Запад» компании «ВымпелКом»
Разговоры о совместном использовании каналов давно идут, но и в этом году они так и останутся разговорами. Дело в том, что по сравнению с сотовыми операторами у нас, провайдеров фиксированной связи, затраты на стройку меньше. Поэтому нет такой большой необходимости в объединении усилий. Проще создать свой узел связи, чем договориться.
Андрей Шпедер
исполнительный директор оператора SkyNet
Есть практика долевого строительства волоконно–оптических линий связи. Рыночная ситуация такова, что будет всячески подталкивать к подобным совместным проектам. Например, кабель прокладывается несколькими операторами, а платит за прокладку «Ростелекому» только один, а не каждый. При этом оптика может быть общей, а оборудование у каждого свое.
Андрей Суходольский
генеральный директор оператора «Смарт Телеком»

2. Объем потребления телекоммуникационных услуг в деньгах падает

Учитывая макроэкономическую ситуацию, совершенно очевидно, что рынок телекоммуникаций в 2016 году ждет отрицательная динамика. Свою задачу мы видим в том, чтобы в этих условиях продолжать расти, но не за счет кошелька клиента! Наша задача — перераспределять падающий рынок в свою пользу.
Юрий Смагаринский
директор объединенного региона «Запад» компании «ВымпелКом»
Сокращение потребления услуг происходит за счет того, что бизнес сжимается. Пока он будет сворачиваться, потребление услуг будет уменьшаться. Мы предполагаем, что в 2016 году ситуация на рынке будет не лучше, чем в 2015–м. Хорошо, если она хотя бы останется такой же.
Андрей Гук
генеральный директор оператора «Обит»
На данный момент, если говорить о Петербурге, уровень проникновения мобильной связи — 222%, а это самый высокий процент по России. Следовательно, при таком высоком уровне конкуренции операторы будут вынуждены продолжать вести ценовые войны, что постоянно понижает их доходы, но благоприятно сказывается на кошельках абонентов.
Олег Телюков
директор макрорегиона «Северо–Запад» компании Tele2

3. Операторы связи сокращают капитальные затраты

Сокращение затрат будет продолжаться. Никто не готов ввязываться в большие стройки, особенно с таким валютным курсом. Выход в новые регионы, запуск принципиально новых услуг — все это будет отложено.
Андрей Шпедер
исполнительный директор оператора SkyNet
С ростом валюты оборудование подорожало и продолжает дорожать, поэтому масштабного развития ни у кого из операторов связи в 2016 году не будет. Все будут выжимать максимум из имеющегося оборудования, меньше вкладываться в перспективу, а деньги направлять на поддержание работоспособности.
Андрей Гук
генеральный директор оператора «Обит»
Ведение бизнеса осложняется у всех, но небольшие операторы подойдут совсем к грани выживания: оборудование дорожает, маржинальность падает. Можно выигрывать только на масштабе. Должна активизироваться деятельность по слиянию и поглощению. Операторы будут переезжать в более дешевые офисы, технические офисы переводить в со­всем дешевые.
Андрей Суходольский
генеральный директор оператора «Смарт Телеком»