Промышленность: прогноз 2016

Дешевеющий рубль внушает промышленникам оптимизм — они наращивают продажи в тех секторах рынка, где прежде не могли достойно конкурировать с импортом. Но сегодня, когда иностранное оборудование стоит почти втрое дороже, чем 1,5 – 2 года назад, отечественные производители смело идут на конкурсы и выигрывают. Многие опрошенные "ДП" промышленники похвастались, что за прошлый год смогли нарастить обороты вдвое, а то и второе, и все за счет ухода с рынка иностранных производителей. Прежде всего это касается машиностроителей, выпускающих, например, гидравлическое или электрооборудование.
Некоторые промышленники даже говорят, что чем ниже будет курс рубля, тем лучше, так как сегодня российские изделия из–за их чрезвычайно низких цен в евро начинают вызывать интерес у европейских потребителей. Выход на европейский рынок, правда, затруднен необходимостью сертифицировать свою продукцию. Но тем не менее все больше компаний решаются понести большие единовременные затраты ради возможности получать доход в твердой валюте. Впрочем, даже с родными покупателями они уже стараются заключать контракты в долларах и евро. На экспорт стали ориентироваться и местные сборочные производства автомобилей, бытовой техники, которые прежде даже не помышляли поставлять за границу собранные в Петербурге изделия.
Помимо экспорта отдельные промышленники рассчитывают получить заказы от иностранцев на изготовление продукции под их брендом, так называемое контрактное производство. В прошлом году оно начало активно развиваться в России. В первую очередь в фармацевтике и в электронике и в меньшей степени в других отраслях промышленности. Например, петербургская ГК "Светлана — Оптоэлектроника" заключила соглашение с финским производителем светодиодных светильников. Местный завод поставляет финскому партнеру светодиодные платы и корпусные детали для сборки светильников под брендом иностранной компании.
В этом году, когда после очередного витка девальвации средняя зарплата в отечественной промышленности стала на 25 – 30% ниже, чем в Китае, тренд на контрактное производство с высокой вероятностью будет усиливаться.

Силовые машины

2016 год «Силовые машины» начинают с ожиданием скорее позитивных результатов. В частности, они расчитывают, что положительная динамика контрактации, имевшая место в 2015 году, должна продолжиться. Тем не менее год обещает быть непростым в свете дальнейшего сужения энергетического рынка. Приоритетными рынками сбыта для компании остаются Россия, Азия, Латинская Америка и СНГ.

ГОЗ «Обуховский завод»

Стратегия развития не изменится, за исключением того, что ускоренными темпами будет реализовываться программа выпуска продукции гражданского и двойного назначения в плане импортозамещения. Выручка по итогам 2016 года должна вырасти в 1,5 раза, если гособоронзаказ не изменится. Санкции США и ЕС влияния не оказывают: изначально производство военной техники было локализовано в России.

Судозавод «Северная верфь»

Стратегия предприятия будет направлена на сокращение сроков строительства заказов. Невзирая на непростой прошлый год, сложности с импортозамещением, в 2015 году объем выполненных заводом работ составил 107% годового плана. В 2016 году предприятие намерено сфокусироваться на сдаточных заказах параллельно с организацией первого этапа строительства нового судостроительного комплекса.

1. Промышленники делают ставку на импортозамещение и экспорт

У нас год начинается очень хорошо. Даже в тучные годы у нас не было столько заказов. Дело в импортозамещении. Раньше мы проигрывали тендеры западным фирмам, а теперь начали выигрывать, так как иностранное оборудование стало дороже, а инвестпрограммы у заказчиков ужались. Был даже случай, что год назад мы проиграли тендер ино­странным конкурентам, а теперь его итоги отменили и обратились к нам.
Леонид Вайсберг
председатель совета директоров ЗАО «Механобр–техника»
Продажи у нас сейчас рекордные за последние годы. Заказов много, среди них два очень крупных. Структура спроса изменилась. Доля нашей традиционной продукции — электро­станций в модульном исполнении, которая занимала до 90% в структуре заказа, сократилась в разы, так как «сдулись» нефтяные компании — основные ее заказчики. Зато оживились военная, космическая отрасли, от которых мы получаем заказы.
Николай Хаустов
генеральный директор компании «Звезда–Энергетика»
Спрос начал меняться еще в прошлом году. Рынок переориентировался на более простые и дешевые изделия. Причем не только российский, но и зарубежный. В январе мы начинаем экспортные поставки наших обогревательных приборов в Эстонию. Хотя Европа тоже переживает не лучшие времена, там ситуация лучше, чем в России. Поэтому в значительной степени будем ориентироваться на экспорт.
Андрей Голубков
генеральный директор компании «Мегадор»

2. Инвестиции в расширение производственных мощностей откладываются на неопределенный срок

Наши планы по инвестициям на этот год касаются развития научно–технической базы, приобретения высокотехнологичного оборудования. Мы эти планы не корректировали и не собираемся. Другое дело, что сейчас сложнее найти средства на это. Раньше я просто мог купить то, что мне нужно. Теперь придется договариваться об отложенных платежах или, возможно, о каких–то частично неденежных расчетах.
Леонид Вайсберг
председатель совета директоров ЗАО «Механобр–техника»
Из–за изменения характера заказов нам необходимо инвестировать в производство новых для нас продуктов. Невозможно выпускать новые продукты без переоборудования производства. Сейчас промышленники должны вкладывать, чтобы заработать. А вот прежние планы, например о том, чтобы построить в чистом поле совершенно новое предприятие, — переносятся на неопределенный срок, сейчас они не актуальны.
Николай Хаустов
генеральный директор компании «Звезда–Энергетика»
Мы не оставляем намерений по расширению производства в 2?–?3 раза, строительству нового завода. По–прежнему предполагаем, что объем инвестиций в этот проект составит около 1 млрд рублей. Правда, пока не определились с участком и сроками начала реализации этого проекта. Сейчас изучаем ситуацию на рынке. Учитывая тренд на импортозамещение, думаю, у нас неплохие перспективы.
Андрей Голубков
генеральный директор компании «Мегадор»

3. Промышленники будут фиксировать цены контрактов в долларах и евро

Мы почти не зависим от импортных комплектующих, поэтому стоимость нашей продукции не меняется. И, несмотря на это, в рублях у нас есть прирост по продажам. Около 10?% наших продаж — это экспорт, так что это тоже дает нам подпитку. Конечно, мы не можем существенно увеличивать зарплату сотрудникам, но она будет как минимум не меньше, чем есть, а может быть, мы и будем увеличивать зарплату.
Леонид Вайсберг
председатель совета директоров ЗАО «Механобр–техника»
Мы ожидали, что возможны серьезные изменения курса рубля. Правда, не думали, что они будут такими скачкообразными. Еще несколько лет назад по крупным проектам, по которым оплата рублевая, а затраты в значительной степени валютные, мы начали хеджировать валютные риски и стараться фиксировать контракты в валюте. По другим, менее крупным контрактам договариваемся с заказчиками о корректировке.
Николай Хаустов
генеральный директор компании «Звезда–Энергетика»
Конечно, у нас есть импортные комплектующие в составе обогревателей. Вероятнее всего, в I квартале этого года придется повышать цену на продукцию. К тому же при закупке оборудования для завода придется значительную часть закупать за рубежом. Мы пытаемся хотя бы частично заместить комплектующие и оборудование отечественными аналогами. Но пока трудно сказать, в какой степени это удастся сделать.
Андрей Голубков
генеральный директор компании «Мегадор»