О чем говорила Россия на форуме в Давосе

Автор фото: weforum.org

Россия проявила еще меньше внимания к форуму в Давосе в этом году. Российская делегация, как и в 2015-м, говорила о политической пользе санкций и давала оптимистичные прогнозы на рост после их отмены, чтобы окончательно не отпугнуть западных инвесторов.

С 22 по 23 января судьба мира традиционно обсуждается на форуме в Давосе: тема 46-го Всемирного экономического форума (ВЭФ) называется "Возглавляя Четвертую промышленную революцию" (Mastering the Fourth Industrial Revolution). Политики, эксперты и предприниматели решили абстрагироваться от рекордного падения цен на нефть и сосредоточиться на приятных мыслях о высокотехнологичном будущем — IT-технологиях, которые внесут кардинальные изменения во все отрасли экономики. Эту тему обсуждали не только компании, напрямую работающие в сфере digital, но и производственные корпорации. Форум принял около 2,5 тыс. делегатов из 140 стран мира.
России абстрагироваться оказалось сложно: слишком много внутренних вопросов нужно сейчас решать в срочном порядке. Свою поездку на форум в последний момент отменила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Официально о причинах отказа не объявляли, однако накануне дискуссии "Дилемма глобального долга", в которой 22 января собиралась участвовать глава ЦБ, в России произошел очередной раунд обвала рубля: курс доллара поднимался до 85,999 рубля, евро достиг 93,7 рубля. "Рубль стабилен и управляем", — решили банкиры на экстренном совещании в ЦБ, однако Набиуллина все-таки решила в Швейцарию не ехать.
"Непонятно, кто в Давос поехал на лыжах кататься: раньше ездили, а теперь не ездят, видимо, денег у них не хватает на билеты, экономят. Так-то это хорошо, дома надо работать", — пошутил Владимир Путин на встрече с предпринимателями на форуме "Малый бизнес — национальная идея".
"Непонятно кто", то есть глава российской делегации в Давос в этом году, — полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев. На международном уровне многие были удивлены снижением статуса делегации: в прошлом году в Давос ездил вице-премьер Игорь Шувалов, в позапрошлом — Аркадий Дворкович. Хотя уже в 2015 году надежды на инвестиции Запада у России начали таять, поэтому Игорь Шувалов решал в Давосе в основном внутренние проблемы — одним из самых запомнившихся тезисов стала грядущая "жесткая посадка" для российского бизнеса, которая в целом и состоялась для многих секторов.
В этом году ситуация в российской экономике, которая и тогда казалась нелегкой, стала еще более непривлекательной для западных инвесторов, и Юрий Трутнев поехал продвигать конкретный регион, Дальний Восток, конкретным азиатским инвесторам. Этим решением Россия показала, что продолжит выстраивать отношения с Востоком — в рамках проекта Нового Шелкового пути.

Санкции нас объединяют, но скорее бы их отменили

В результате внимания к России, которая не стала поднимать проблемных вопросов и приехала в Давос с безобидной темой развития Дальнего Востока, оказалось не слишком много. Ей была посвящена только одна секция "Прогноз по России" 22 января, где Юрий Трутнев, экс-глава Минфина Алексей Кудрин и предправления Внешэкономбанка Владимир Дмитриев рассказали, каково России жить под санкциями и с низкими ценами на нефть.
"Прогноз по России" вышел оптимистичный, хотя тезисы Алексея Кудрина на сессии были во многом довольно откровенными.
Ни я, ни помощники президента не полагали, что будет такой новый большой обвал цен на нефть – это создало новую реальность, поэтому пик кризиса еще впереди. Но что, я думаю, может быть обращено в плюс? Ведь главные проблемы всегда в голове, в наших ожиданиях, настроениях… Наконец пролился холодный дождь – мы понимаем, что цены на нефть будут скорее всего низкими. $50 за баррель через два-три года – это все равно низкая цена. Это означает, что государство должно жить без сверхпремиальных доходов от нефти.
Алексей Кудрин
Фонд гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ
Алексей Кудрин обозначил три проблемы, которые должна решить российская власть в этом году. Во-первых, по его мнению, необходимо определиться, каким образом адаптировать российскую экономику и бюджет к новым ценам на нефть: сокращать расходы, увеличивать долг или налоги. О сокращении расходов бюджета, а также о возможном ускорении процесса приватизации "ДП" рассуждал ранее.
Вторая проблема, по Кудрину, нарастающее технологическое отставание России из-за девальвации, которая затруднила покупку новых технологий, модернизацию наших предприятий. Третья — неэффективная система государственного управления. "Мы прежние наши программы выполняли в лучшем случае на 50%, последняя программа развития до 2020 года, я думаю, исполняется на 30%. Из 400 тыс. уголовных дел против бизнеса 83% окончились без результата, но привели к полной или частичной потере бизнеса. Надо в первую очередь пересматривать работу правоохранительной системы и судебной. Тогда у нас будет и защита собственности, и инвестиции значительно лучше", — сказал он.
"Если правительство в течение 2 месяцев ответит на эти вопросы, тогда у нас будет больше ясности по многим вопросам", — заключил Алексей Кудрин. Закончил в целом позитивно: текущий кризис он назвал конъюнктурным, сказал, что нулевого роста российской экономики можно ждать уже в 2017 году, и подчеркнул разницу между холодной войной и ситуацией между Россией и Западом, которая сложилась сейчас. "Россия никогда не отказывалась от развития рыночной экономики, демократии, интеграции в мировую экономику. Сейчас мы имеем политический кризис, который пройдет. Он не соответствует аналогам холодной войны в СССР — нет разных целей идеологических, мы не противостоим как системы", — заявил он.
Юрий Трутнев был еще более оптимистичен и говорил о необходимости перегруппировать бюджет.
Мне кажется, что сейчас надо просто считать, сколько каждый рубль, вложенный в экономику, принесет отдачи обратно. Если мы будем распределять бюджет на основе такого анализа, то я думаю, что население нас поймет, и в течение двух-трех лет мы создадим фундамент для новой экономики России. Другого пути, честно говоря, я не вижу.
Юрий Трутнев
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
"В ответ на санкции уровень поддержки правительства и президента в России существенно вырос", — заявил он, повторяя прошлогодний тезис Шувалова о политической пользе санкций. Кризис для России несет не только угрозы, но и возможности, а именно стимул к реформам, дешевый рубль и "солидарность народа", которая несет возможности "в том числе для перемен к лучшему", сказал он.
В кулуарах он сказал, что иностранные инвесторы рассчитывают на отмену санкций в отношении России. "Они все практически об этом говорят", — говорил Юрий Трутнев.
Глава ВТБ Андрей Костин тоже говорил о грядущей отмене санкций, но сроки пока прогнозировать затруднился. Он предположил, что могут быть сняты "отдельные наиболее жесткие элементы". По его мнению, снятие санкций с российских "голубых фишек" приведет к росту котировок на 25%.
Здесь присутствует поддержка, понимание того, что курс на санкции изжил себя, и он мешает в целом атмосфере торгово-экономической. Мнения самые разные, ряд американских представителей высказывают мнение о том, что американская администрация заинтересована до завершения президентского срока Обамы… Другие, наоборот, подчеркивают, что скорее это будет задача новой администрации.
Андрей Костин
председатель правления банка ВТБ
Позитива в прогноз по санкциям добавил госсекретарь США Джон Керри. "Я считаю, что при усилиях и искреннем и законном стремлении решить проблему с обеих сторон возможно, что в последующие месяцы минские соглашения будут имплементированы. Тогда мы окажемся в ситуации, когда санкции могут быть — соответственно, при полной имплементации минских соглашений — сняты", — заявил он. А Вольфганг Ишингер сказал, что Россия должна вернуться в G7, так как ее роль важна в решении ряда международных вопросов.
Пока представители делегаций говорили друг с другом о программных вещах, бизнес в Давосе не упустил свое: обменивался контактами, заключал соглашения и говорил о новых технологиях.
Кроме уже названных персон, в составе российской делегации в Давос поехали глава Сбербанка Герман Греф, глава совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов, председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков, руководитель "Роснано" Анатолий Чубайс, глава "Фосагро" Андрей Гурьев, вице-президент "Норильского никеля" Андрей Бугров, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
"Наиболее интересным для меня в этом году стал фокус на будущем. Важными темами были автоматизация, робототехника и дигитализация. Все эти направления играют важную роль для любой компании, которая стремится оставаться конкурентоспособной в долгосрочном периоде. Мы инвестируем в обновление и создание новых мощностей, на которых применяются передовые технологии, нацеленные на сокращение расходов и воздействия на окружающую среду. Ряд таких технологий создается российскими компаниями, которые в определенных случаях являются более конкурентоспособными, чем их иностранные коллеги, и при этом обеспечивают такой же высокий уровень качества оборудования", — делится впечатлениями о форуме генеральный директор ОАО "ФосАгро" Андрей Гурьев.