Депутаты Петербурга обвинили Смольный в "уголовщине" на выборах

Законодательное собрание устроило разнос заместителю вице-губернатора Александра Говорунова Игорю Князеву, обвинив его и начальника во вмешательстве в выборы и "откровенной уголовщине". Война депутатов за возможность самим определить свое будущее на выборах разгорается все жарче: возглавил критиков уже сам Вячеслав Макаров.

В Законодательном собрании случился огневой эпизод необъявленной войны между спикером парламента Вячеславом Макаровым и главой смольнинской администрации вице-губернатором Александром Говоруновым. Противостояние это длится уже несколько месяцев, но чем ближе выборы 2016 года, тем более острой становится эта борьба. В последние 1,5 месяца депутатский корпус во главе с председателем начал воевать со Смольным открыто.
На "час муниципальных образований" депутаты вызвали главу комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Игоря Князева. Этот комитет непосредственно входит в администрацию губернатора, возглавляемую Александром Говоруновым. Вместо обсуждения мелких муниципальных вопросов чиновнику — а в его лице Смольному — предъявили претензии по поводу подготовки выборов в ЗС.
"У депутатов есть информация, что вы превышаете свои полномочия, встречаясь в администрациях районов с главами и определяете нарезки избирательных округов. Это что? Какая-то конспирологическая игра? Откуда такая информация идет? Это же противоречит всем требованиям федеральных законов!" — сразу же пошел в атаку единоросс Сергей Соловьев, глава комиссии ЗС по МСУ и один из ближайших соратников Вячеслава Макарова.
"Я с главами районов ни нарезку округов, ни выборы не обсуждаю", — парировал выпад Игорь Князев, отметив, что вопрос выборов в ЗС — это прерогатива парламента. "Поэтому, как вы решите, так выборы и пройдут", — сказал он, забыв при этом упомянуть о принципиально разных взглядах Смольного и Мариинского дворца.
Именно разные взгляды на систему выборов стали непреодолимой стеной между законодательной и исполнительной ветвями власти Петербурга. Если коротко, то в Смольном хотят взять парламент под контроль и провести выборы по смешанной системе — половина депутатов по спискам, а вторая — по одномандатным округам. Парламентариев в целом такая позиция Смольного совсем не устраивает, потому что они бы хотели сохранить существующую систему, при которой 100% депутатов пойдут в ЗС по партийным спискам.
Переговоры зашли в тупик, вылившись в публичный конфликт. Вячеслав Макаров показывал администрации в конце 2015 года, насколько сплочены народные избранники в борьбе против навязываемого контроля. Тогда две трети парламентариев поддержали обращение оппозиционера Максима Резника к губернатору, просившего градоначальника разобраться в действиях Александра Говорунова, который, по мнению депутата, вмешивается в выборный процесс, превышая свои полномочия. А затем на партконференции Макаров обрушился на неназванных "лживых людей", развернувших против него кампанию.
Желаемого эффекта эта демонстративная акция не возымела, и сегодня депутаты уже не стеснялись в выражениях, обвиняя Игоря Князева в нечестной игре. Вопросы по выборам от депутатов поступали через один. Тот же Максим Резник попросил подробнее объяснить, каким образом городская администрация "будет содействовать избирательным комиссиям на выборах 2016 года". "Вы же прекрасно понимаете, что никто в этом зале вам не верит, что вы будете просто "содействовать", — возмущался оппозиционер. — Все знают, что в Смольном есть группа под руководством Александра Говорунова, которая активно вмешивается в выборы. Вы так же будете содействовать, как содействовали Оксане Дмитриевой в 2014 году, запугивая муниципалов, чтобы они не подписывались за нее? Будете так же снимать оппозиционеров с выборов?!"
"По результатам выборов 2014 года ни одного суда об оспаривании итогов выборов выиграно не было. Что касается моего участия в выборах, то это не моя компетенция. Добавить к сказанному мне нечего", — как мог защищался Игорь Князев.
Но так просто его отпускать никто не собирался. "Депутатам стало известно, что с членов избирательных комиссий собираются заявления о сложении полномочий с открытой датой! Считаете ли вы нужным это пресечь? Вы сами это сделаете или вам нужен депутатский запрос на имя губернатора?" — вцепился в чиновника единоросс Андрей Васильев.
— Я не уполномочен заниматься избирательными комиссиями. Те заявления, о которых говорят, — это не моя сфера, — отвечал чиновник.
— То есть вы отрицаете это? Вы ответьте: да или нет? — не отставал депутат.
— Таких команд от нашего комитета не проходило...
— Вы не знаете об этом и не собираетесь служебное расследование проводить?
— У меня нет к этому оснований...
— У вас будут! На следующем заседании я подам запрос губернатору Петербурга. И не надо водить тут нас за нос!
"Князев! Слушай...те внимательно! Это откровенная уголовщина! Никакими заявлениями и запросами это не решается. Это решается в рамках уголовного дела. Надеюсь, я наглядно сказал, — ворвался в перепалку со своего места Вячеслав Макаров. — Уголовщина всегда должна быть наказуема!" Его полностью поддержал и вице-спикер Сергей Анденко.
А Сергей Никешин возмутился тем, что на территории Западного избирательного округа депутат Госдумы Сергей Вострецов начал агитацию, и вроде бы тоже не без помощи Смольного. Интересно, что между Сергеем Вострецовым и Вячеславом Макаровым в апреле был яркий конфликт. "Якобы по поручению этого гражданина главы администраций дают указания своим замам встречаться с руководителями муниципалитетов и обязывают их на муниципальных образованиях вешать таблички "Общественная приемная кандидата в депутаты Госдумы Вострецова". 2 недели назад руководство Кировского района с этой же целью пригласило нескольких муниципальных глав, в том числе Ульянки (округ, считающийся "никешинским". — Ред.), и ссылалось на ваши указания". Но и на этот вопрос Игорь Князев конкретно не ответил, сказав, что такими вещами его комитет не занимается.
В общем, получилось так, что руководство Законодательного собрания прямо и открыто обвинило смольнинскую администрацию в уголовном преступлении. Таких нападок на городскую администрацию старожилы не припомнят. К тому же впервые за всю историю этой войны слово взял сам Вячеслав Макаров, до того предпочитавший действовать через третьих лиц, оставаясь в тени.
Затем спикер сам обратился с пламенной речью к муниципалам. "Не было ни одного случая, чтобы председатель ЗС не прислушался к просьбам муниципалов. Задача у нас одна — спокойная, терпеливая работа в нынешних сложных экономических условиях. Другая задача — сохранить то самое состояние гражданского общества в Петербурге, которое мы имеем, — с нажимом вещал спикер. – Надо провести выборы по закону — с большой буквы, по-божески — с большой буквы и по-человечески — с большой буквы".
В каком-то смысле Вячеслава Макарова можно понять. Во многом именно его усилиями на скандальных выборах в 2014 году практически все муниципалы и были избраны. Так что, с его точки зрения, подкрепленной общей логикой вертикали власти, они ему обязаны. Между строк в его высказываниях читается наказ муниципалам, что подчиняться они должны именно Законодательному собранию.
В кулуарах парламента после заседания эмоции не утихали. Депутаты жаловались, что Смольный ничего не предлагает им, а просто хочет взять всех под контроль. "Там сидят бывшие кэгэбэшники и военные, которые даже нас считают пятой колонной, — недовольны даже представители "Единой России". — С ними договариваться бесполезно, поэтому мы будем бороться". Судя по такому настрою депутатов, перемирие в этой войне наступит еще не скоро, а возможно, и не наступит вовсе.
Общаясь с прессой, Вячеслав Макаров в очередной раз не смог ответить на вопрос, когда же будет внесен проект закона о выборах. Проходивший мимо лидер фракции "Справедливой России" Алексей Ковалев прислушался и безапелляционно заявил: "А если ничего не примем, то будем по старой системе избираться". "Ну или так!" — отреагировал спикер.
В пресс-службе Александра Говорунова не смогли оперативно прокомментировать обвинения со стороны депутатов и свои возможные дальнейшие шаги.