Александр Сологуб Все статьи автора
25 декабря 2015, 16:50 1968

Как Пулково компенсирует падение пассажиропотока за счет внутреннего авиасообщения

Электронное табло в аэропорту Пулково. Отмена рейсов в Египет.
Фото: Коньков Сергей

"Деловой Петербург" изучил, в какие города и страны можно теперь улететь из Пулково и какие направления пользуются наиболее высоким спросом.

До кризиса авиаперевозок, начавшегося в 2014 году из-за резкой девальвации рубля, авиаперевозчики, прежде всего средние и крупные, отдавали предпочтение развитию международных направлений. Развитие внутренних линий казалось им менее привлекательным: объемы перевозок скромнее и рентабельность ниже. Однако как только осенью прошлого года рубль обесценился почти вдвое, спрос на полеты за границу стремительно начал падать, и перевозчики иначе взглянули на внутреннее авиасообщение — спрос на перелеты по России стабильно растет. А низкая конкуренция позволяет перевозчикам свободно повышать цены до максимума на наиболее популярных маршрутах. Впрочем, ситуация меняется, все больше авиакомпаний работает на одних и тех же направлениях.

Что мешает Пулково стать хабом

Что мешает Пулково стать хабом

1999
Александр Сологуб, Ольга Мягченко
Что мешает Пулково стать хабом

Что мешает Пулково стать хабом

1999
Александр Сологуб, Ольга Мягченко

Новые направления

Авиакомпания "Победа" (низкобюджетная "дочка" "Аэрофлота") энергично запускает новые рейсы из Петербурга. С 26 декабря она начала еженедельные полеты в Киров (по субботам) на 189-местных Boeing 737-800. Ранее по этому направлению летала только компания "Руслайн".

"Победа" приступила к полетам из Петербурга недавно — 24 октября. Маршрутная сеть перевозчика из Пулково помимо Кирова включает также Краснодар и Екатеринбург, куда в текущем осенне-зимнем сезоне авиакомпания выполняет ежедневные рейсы. Пассажиропоток "Победы" c начала полетов в Пулково превысил 30 тыс. человек.

Также с 26 декабря авиакомпания "ЮВТ аэро" приступает к выполнению прямых регулярных (по вторникам, четвергам и субботам) рейсов на 50-местных Bombardier CRJ200 по маршруту Петербург — Пермь — Нижнекамск. Пока из Петербурга в Пермь можно улететь не очень удобным ночным рейсом "Аэрофлота", а в Нижнекамск прямых рейсов нет.

Ранее, с начала зимней навигации, новые внутренние рейсы из Пулково запустили "Нордавиа" (Калининград, Самара), "Псковавиа" впервые за 20 лет открыл линию в Тамбов, а также во Владимир и Котлас, "Комиавиатранс" запустил рейсы в Астрахань, Калугу, Саратов, "Уральские авиалинии" — в Барнаул, "РусЛайн" — в Ульяновск и Чебоксары.

"Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор аэропорта Пулково) помимо скидок региональным авиакомпаниям запустил в наступившем зимнем сезоне программу развития трансферных перевозок. "Проект позволяет составлять маршруты с пересадкой в аэропорту Санкт-Петербурга для пассажиров авиакомпаний, которые не имеют между собой интерлайн- или код-шеринговых соглашений", — поясняют в Пулково. Проще говоря, ВВСС берет на себя функции посредника по организации стыковочных рейсов в Пулково между региональными перевозчиками. Благодаря этой услуге авиаперевозчики смогут повысить заполняемость воздушных судов, а аэропорт нарастит число транзитных пассажиров. Пока оно мизерное — около 500 тысяч человек в год, или 3,6% от общего пассажиропотока. Для сравнения: доля транзитных пассажиров в московском авиаузле — 20% от совокупного пассажиропотока.

К этому значению стремится и ВВСС. В трансферную программу Пулково уже вступили "Псковавиа", "Белавиа", "ЮВТ Аэро", "Якутия", "РусЛайн", "Таймыр", "Нордавиа", Air Moldova и "Ямал", связав 34 направления по России, СНГ и Восточной Европе.

Авиаперевозчики снижают цены, пытаясь догнать поезда

Авиаперевозчики снижают цены, пытаясь догнать поезда

461
Александр Сологуб

Конкуренция и цены

По данным Tutu.ru, самое популярное направление из Пулково — в Москву. Однако в этом году на место лидера начал претендовать Симферополь. Разрыв между ним и Москвой стремительно сокращается, и, возможно, в следующем году столица Крыма выйдет в лидеры, поскольку в Турцию и Египет россияне не полетят.

Третье место в списке самых популярных направлений занимает Сочи. В 2015 году этот маршрут не стал популярнее, даже наоборот, спрос на полеты в Сочи снизился в сравнении с 2014 годом. Зато цены на билеты из Пулково в Сочи взлетели круче всех — на 31%, превысив отметку в 8,4 тыс. рублей. Ни одно другое популярное направление (Минеральные Воды, Краснодар, Ростов-на-Дону, Калининград, Архангельск, Уфа, Мурманск) настолько не подорожало в 2015 году в сравнении с 2014 годом. Спрос на полеты в Сочи из Петербурга превышает возможности двух перевозчиков ("Аэрофлот" и "Уральские авиалинии"), и они повышают цены. Например, на Москву летают четыре авиакомпании, а также ходят скоростные поезда. Благодаря конкуренции цены на полеты в столицу выросли всего на 3%, тогда как инфляция уже превысила отметку 12,7%.

Возможно, начавшееся активное расширение географии полетов из Пулково в регионы позитивно отразится на ценах в следующем году не только на рейсы в Москву, но и на других популярных направлениях. А также позволит ВВСС существенно компенсировать провал спроса по международным направлениям и остановить падение пассажиропотока. Пока этого не происходит. Из-за провала на международных направлениях за 11 месяцев текущего года пассажиропоток Пулково сократился на 4,7%, до 12,7 млн человек.

Новости партнеров
Реклама