Экономия по всем фронтам

Объем торговли в Петербурге по итогам года сократится на рекордные 10%. От падения покупательной способности, вызванного ослаблением рубля и ростом цен, сильнее всего пострадали продавцы товаров не первого спроса: бытовой техники и электроники, одежды. А вот федеральным продовольственным сетям удалось даже нарастить оборот.

Минувший год стал последним для некоторых розничных сетей. В сегменте бытовой техники и электроники ажиотажный спрос на дорогостоящую продукцию сменился настоящим провалом, в первом полугодии 2015 г. продажи упали более чем на 30%, по данным GFK. В итоге закрылись сети "Телемакс" и "Киберри", а "Белый ветер цифровой" проходит процедуру банкротства.
Схожая судьба постигла несколько одежных брендов. Правда, здесь основной причиной стало решение головной компании об уходе из России, которая перестала быть экономически привлекательным рынком для них. В целом эксперты ожидают, что продажи одежды, обуви и аксессуаров по итогам года сократятся не меньше чем на 20% в рублях.
Было бы ошибкой сказать, что продовольственные сети стали исключением из печального тренда. Ретейлер "Сетка", планировавший открыть около 50 магазинов в Петербурге, свернул свой бизнес, часть его помещений занимает "РеалЪ. Свежие продукты". Сдала рыночные позиции сеть XL. Крупный городской дистрибьютор алкоголя "Пролог" закрыл розничный бизнес "КИР24". Локальным сетям в условиях кризиса практически нечего противопоставить федеральным ретейлерам, и они проигрывают конкурентную борьбу.
Зато крупные торговые сети, особенно экономсегмента, использовали кризисное время для развития и наращивания оборота. Так, выручка компании "Лента" в первом полугодии 2015 года выросла на 33,8%, до 114,9 млрд рублей, "Дикси" за этот же период увеличила выручку на 23,1%, до 131,6 млрд рублей, "О'Кей" — на 4,4%, до 74,9 млрд рублей.
В кризис их способность добиваться от поставщиков низких цен стала особенно востребована покупателями.