Российская прописка ЛСР

Владелец "Группы ЛСР" Андрей Молчанов переводит акции компании с Кипра в Россию. Такие случаи единичны, говорят эксперты.

Экс–сенатор Андрей Молчанов до конца года выведет акции подконтрольной ему "Группы ЛСР" из кипрской Streetlink Limited. Решение бизнесмена полностью совпадает с курсом российского руководства на деофшоризацию экономики. По разным оценкам, отечественный бизнес хранит в компаниях других юрисдикций до $0,5 трлн. Но россияне возвращать капиталы на родину не торопятся. Каждый такой шаг — проявление лояльности в надежде на преференции, считают эксперты.

Переезд с Кипра

О планах Андрея Молчанова вывести из кипрской компании Streetlink Limited все принадлежащие ему акции "Группы ЛСР" рассказали "ДП" несколько источников на рынке. Член правления "Группы ЛСР" Юрий Ильин информацию подтвердил. По его словам, с Кипра будет выведен пакет из 57,8% акций основателя бизнеса (всего у Андрея Молчанова 61% "Группы ЛСР"). Перевод завершится до конца года, утверждает он.
"Акции в иностранной юрисдикции были удобны для первичного и вторичного размещения на бирже. Наши акции размещались на ММВБ, а депозитарные расписки — на LSE. Но в текущей ситуации самый удобный вариант хранения акций — в России", — пояснил Юрий Ильин. Он подчеркнул, что вывод акций из кипрской компании — технический процесс. "Он никак не скажется на управлении "Группой ЛСР": доля Андрея Молчанова в бизнесе не изменится", — добавил он.
Напомним, что "Группа ЛСР" — флагман российского девелоперского рынка: выручка компании в 2014 году составила 92 млрд рублей, прибыль — 9,7 млрд рублей. В этом году, несмотря на кризис, ожидаются сопоставимые показатели. "Возможно, из–за геополитической обстановки девелоперу проще и безопаснее перевести бизнес в Россию", — рассуждает Марк Лернер, генеральный директор компании "Петрополь". "Не исключено, что компания нацелена на госконтракты, к которым фирмы иной юрисдикции не допускаются", — добавляет Василий Ицков из "Горизонт Капитал".

Игры с государством

По оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, в мировых офшорных зонах собраны активы на сумму более $21 трлн. Оценка российских капиталов там — $0,5 трлн.
Еще в 2011 году курс на деофшоризацию российской экономики задал Владимир Путин (тогда глава правительства РФ), заявив, что офшорный характер российской экономики — большая проблема. Но только в конце 2014 года в РФ был принят достаточно жесткий закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Он, по сути, перенес налогообложение прибыли, аккумулируемой в офшорах, под юрисдикцию РФ. Закон убрал налоговые преимущества использования офшоров в бизнес–структурах, не имеющих реальной деятельности за пределами России. Кроме того, бенефициаров офшоров обязали декларировать участие в КИК. А этим летом был принят закон об амнистии капиталов, исключающий налоговую, административную и уголовную ответственность при возвращении капиталов в РФ.
"Логика развития событий сделала использование КИК для россиян слишком рискованным и дорогим инструментом", — говорит партнер адвокатского бюро "Качкин и Партнеры" Кирилл Саськов. Но российские бизнесмены, по его словам, в силу своего менталитета не торопятся играть в игры с государством. "Всегда ждут подвоха, особенно когда власть играет в поддавки, как в случае с амнистией", — говорит он.

Пойдем другим путем

Опрошенные "ДП" бизнесмены следовать примеру Андрея Молчанова в ближайшее время не планируют. "В России проблемное законодательство. Правила игры меняются каждый день. Владельцы наших кипрских активов пошли по другому пути — подали заявки о признании себя резидентами РФ", — сообщил Максим Левченко из Fort Group.
Президент NAI Becar Александр Шарапов (его считают владельцем офшора Expedionko, но сам бизнесмен это отрицает) заявил, что держать активы в офшорах бессмысленно. "Раньше поступившие туда средства могли быть реинвестированы без уплаты налогов. Теперь этого нет", — заключил он.