Дефицит спроса формирует рынок покупателя

 

Сегодня механизм финансирования компаний через лизинг получил новый импульс: в условиях объективного снижения аппетита к риску со стороны банковского сектора повышается роль лизинговых компаний, имеющих доступ к финансовым ресурсам. Между тем общие тенденции сокращения рынков капитала, снижение объемов производства и перенос запуска инвестиционных программ на более поздний срок отражаются на лизинговых услугах: объем нового бизнеса в этом сегменте за 9 месяцев 2015 года сократился больше чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил в целом по России 385 млрд рублей.
Особенность рынка лизинга Северо–Запада заключается в концентрации большого количества средних компаний. Оценка такой конкуренции может быть разной. Для потребителей чем больше игроков, тем лучше условия. Но есть оборотная сторона для самих участников рынка: в борьбе за место под солнцем с крупными игроками региональные компании вынуждены либо снижать маржинальность по сделкам, либо занимать более агрессивную позицию с точки зрения рисков. Возможные последствия такой конкуренции — рост проблемного портфеля. В целом по рынку объем проблемных сделок достигает сейчас около 12%.
Конечно, для лизинговых компаний не федерального масштаба место на рынке есть. Клиентам не всегда легко работать с крупными лизингодателями: либо стоит порог в виде крупной суммы сделки, либо процедура рассмотрения длительная, а деньги на бизнес, как известно, нужны здесь и сейчас. Следовательно, формируется клиентский сегмент, менее чувствительный к ценовым условиям, уделяющий больше внимания сервису, скорости и гибкости принятия решений.
Северо–Западный регион остается одним из центров грузоперевозок, что способствует развитию лизинговых продуктов: появляются новые решения, предложения лизингодателей становятся более привлекательными для клиентов. Например, в рамках программ государственного субсидирования авансовых платежей приобретение транспорта становится более доступным.
Вусловиях дефицита спроса не каждый потенциальный лизингополучатель решается на обновление активов — формируется рынок покупателя. При этом лизинговые компании и сами стремятся прийти к точке равновесия. Определяющим фактором для лизингодателей выступает возможность найти для себя приемлемые по стоимости надежные источники финансирования. Сегодня банки стали консервативнее и все реже готовы принимать риски рыночных лизингодателей.
В этом смысле у лизинговых компаний, которые работают в структуре банковских групп, есть козырь — доступ к финансовым ресурсам. Кроме того, в такой связке они активнее используют компетенции специалистов и модели материнских кредитных организаций для оценки риска. Для лизингополучателя подобная связка — дополнительная гарантия, что лизинговая компания не утонет под тяжестью взятых на себя рисков и не потянет за собой бизнес своих клиентов.