Самые крупные иски осени–2015

"ДП" публикует данные ежесезонного мониторинга крупнейших исков, принятых к рассмотрению Арбитражным судом СПб и Ленобласти.

Крупнейшим иском сезона стало требование кипрского офшора Traffer Aircraft Leasing Ltd к обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро". Офшор входит в группу "ВТБ Лизинг", требует с авиакомпании 2,89 млрд рублей долгов по лизингу самолетов.
С аналогичными требованиями на разные суммы выступили еще семь офшорных структур "ВТБ Лизинга". Общая сумма их исков превышает 10,1 млрд рублей. Интересы "ВТБ–лизинга" представляет московский офис британской юридической фирмы Allen&Overy. В фирме не стали комментировать иски. Авиакомпанию в судах представляют штатные юристы.
"Трансаэро" была крупнейшей частной российской авиакомпанией, второй в стране после "Аэрофлота" по пассажирообороту. Выручка компании в 2014 году составила 117 млрд рублей, чистый убыток — 19 млрд. Второй квартал 2015 года компания закрыла с выручкой 50 млрд и убытками 8 млрд рублей.
С 1 октября 2015 года компания прекратила полеты. Правительство РФ пыталось спасти перевозчика, доверив его санацию "Аэрофлоту", но конкурент не захотел брать на себя такое бремя. Затем 20 октября о покупке контрольного пакета акций авиакомпании заявлял совладелец S7 Владислав Филев, но затем он тоже отказался от сделки.
Долги компании по займам и кредитам превышают 67 млрд рублей, долги перед контрагентами — еще 61 млрд. В арбитражных судах по всей стране рассматривается уже 125 исков о взыскании долгов на общую сумму почти 28 млрд рублей. А 19 октября в суд поступил иск Сбербанка о банкротстве должника.

Подрядчик на выход

Второе место по сумме иска досталось управлению капитального строительства Кировского района Ленобласти, которое требует расторгнуть государственный контракт с ООО "Содис Строй" на строительство школы в Шлиссельбурге и взыскать с подрядчика неустойку 2,38 млрд рублей.
"Содис строй" — крупная петербургская генподрядная организация, оборот которой в 2014 году составил 1,3 млрд рублей. Компания принадлежит Денису Короткову (78%) и Антону Бутину (22%).
Проблемы у нее начались после того, как городские власти Петербурга запретили реконструкцию здания Конюшенного ведомства на Конюшенной пл., 1: инвестором этого проекта стоиомтью 6,5 млрд рублей является Plaza Lotus Group братьев Зингаревич, а генподрядчиком — как раз "Содис строй".
До февраля 2015 года, когда совет по культурному наследию при губернаторе Петербурга решил, что застройка галерей здания "не соответствует целям сохранения памятника", компания успела выполнить работ на 600 млн рублей.
Задолженность по займам и кредитам "Содиса" на начало года составляла 600 млн рублей, перед контрагентами — еще 1 млрд. Интересы компании в судебных процессах представляют штатные юристы Анна Михайлова и Сергей Ромашов.

Как подрос доллар

На третьем месте иск на 1,95 млрд рублей от МДМ–банка к структурам главы василеостровского муниципального образования "Гавань" Сергея Соколова ООО "Фирма СИБ" и ООО "Шкиперский молл". Взыскивается долг по кредитам на строительство ТРК "Шкиперский молл" на Малом пр. В. О. Кредиты на общую сумму $20 млн были взяты бизнесменом еще в 2004–2006 годах, когда доллар стоил 28–30 рублей.
За 10 лет ситуация изменилась: МДМ–банк мог обанкротить девелопера еще в 2012 году, но реструктурировал долги до 2022 года в обмен на 19% от бизнеса. А в 2015 году основной владелец МДМ–банка Сергей Попов продал свои акции миллиардеру Михаилу Гуцериеву и Михаилу Шишханову, которые решили пересмотреть отношения с "младшим партнером" и должником. При этом долг 600 млн рублей (по старому курсу доллара) превратился в последние 2 года в 1,6 млрд рублей. Его с процентами и потребовал банк в суде.
Со стороны МДМ–банка действуют штатные юристы, со стороны Сергея Соколова — московская юридическая фирма Tenzor Consulting Group. Старший юрист этой фирмы Игорь Фоминов, который ведет данный кейс, не стал комментировать свой фронт работ.