Корпоративные сделки и M&A традиционно являются одной из ключевых практик у большинства крупных и средних юридических фирм. В кризис эксперты отмечают рост числа дистрессовых, или проблемных, сделок, когда владельцы продают бизнес в разы дешевле, чем он стоил еще 2–3 года назад.
Сегмент корпоративного права и M&A является крупнейшим по доходности. Несмотря на общее падение деловой активности на фоне острых политических потрясений прошлого года, участникам "Карты юридического рынка Петербурга" эта практика в 2014 году принесла около 1,55 млрд рублей (25%) из 6,2 млрд (так участники оценивают весь рынок).
В 2015 году эксперты отмечали постепенное оттаивание бизнеса: на смену шоку и неопределенности пришло привыкание к работе в кризисных условиях, поэтому инвесторы, оставшиеся при деньгах, стали вкладывать их в подешевевшие активы. Что позитивно сказалось на доходах юристов, которые занимались оформлением этих сделок.
В среднем, исходя из ощущений участников рынка, этот сегмент вырастет в 2015 году на 15%.
Время собирать активы
По словам участников рынка, с весны 2015 года в Петербурге рост числа корпоративных сделок оторвался от нулевой отметки и постепенно набирал обороты.
"Мы наблюдали отложенную бизнес–активность: те, кто в кризис оказался в деньгах и чьи деньги оказались в России, стали заключать distress–сделки, — говорит управляющий партнер "Дювернуа лигал" Егор Носков. — Они решили, что после двух валютных падений дно кризиса уже достигнуто, и теперь скупают активы, которые 2 года назад стоили в 5 раз дороже".
Рост числа корпоративных сделок отметили как в крупных петербургских компаниях (Capital Legal Services, "Дювернуа лигал"), так и в средних ("Лигал Студио") и небольших фирмах (Объединенная консалтинговая группа). "Мы фиксируем рост выручки по корпоративной практике и M&A на 35,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — говорит Павел Карпунин, руководитель практики M&A фирмы Capital Legal Services. — В результате в 2015 году эта практика стала крупнейшей для нас по выручке, ее доля на сегодня — 52%. При этом несколько изменился характер обращений: они стали более точечными".
В петербургском офисе "
Пепеляев групп" отметили рост нагрузки на 50%, а доходов — на 20%.
По словам Елены Ермошиной, партнера Legis Universum, фирма фиксирует рост выручки от корпоративных заказов на 20%. "Клиенты сместили активность на упорядочивание корпоративной структуры, — объясняет она. — Мы наблюдаем стремление игроков максимально быстро закрывать сделки. Вместе с тем сами сделки сместились в более низкий ценовой сегмент".
В результате мы наблюдаем стремление "игроков" и динамично осуществлять корпоративные процессы, и максимально быстро закрывать сделки, что повлекло существенное увеличение количества обращений клиентов в сравнении с прошлым годом. О росте числа обращений по поводу "сопровождения сделок купли–продажи компаний, долей, акций" на 40% сообщили в Объединенной консалтинговой группе. Правда, на числе закрытых сделок M&A рост не сказался.
О росте "сделок по слияниям и изменениям структуры собственности в связи с необходимостью привлечения инвестиций" рассказал управляющий партнер Legal Studio Владимир Комаров. "Обращения клиентов по этой практике в 2015 году возросли, в основном это реципиенты инвестиций. Инвесторов находили преимущественно производственные компании", — уточнил он.
В
Dentons
и в Апелляционном центре констатировали сохранение спроса и выручки от практики на уровне прошлого года. В Rightmark Group при сохранении числа клиентских поручений доходы компании выросли в пределах инфляции.
Другую тенденцию отметили в Awara group: число сделок M&A с ее участием в качестве консультанта сократилось на 30%, хотя общие доходы от практики у нее выросли на 7%. "Количество запросов стало меньше, но стоимость каждого проекта теперь выше", — объяснили в фирме.
Уменьшение числа обращений (–10%) отметил и управляющий партнер Borenius Андрей Гусев, при этом, по его словам, на доходах от практики это не сказалось: они остались на уровне прошлого года. Тем не менее, по его словам, ему пришлось принять кадровое решение.
Падение в сегменте M&A отметила и управляющий партнер CLC Наталья Шатихина: "Сделок стало чуть меньше, как и вообще какой–то созидательной работы. Создание черных схем по выводу активов мы к работе не берем, а классических интересных проектов, увы, мало".
Конфликты в поддержку
В условиях кризиса недостаток доходов от сделок M&A юристам компенсирует рост выручки от урегулирования корпоративных конфликтов.
"Доходы упали, и многие бизнесмены задумались, а стоит ли делить оставшийся денежный поток с партнерами, а тем более с миноритариями, — говорит Игорь Елисеев, управляющий партнер G–3. — В начале года у нас был не один такой запрос". Этот тренд отметил и Владимир Комаров из Legal Studio: "У нас 2015 год характеризовался ростом числа корпоративных споров, урегулируемых как в досудебном, так и в судебном порядке".
Сплотив ряды
Многие фирмы усиливают команды юристов–корпоративщиков в ожидании дальнейшего роста этого сегмента. "В связи с ростом объема работы мы усилили корпоративную практику и приняли на работу новых юристов", — отметил Павел Карпунин из CLS.
"Мы пока не расширяли практику новыми специалистами, — говорит Елена Ермошина из Legis Universum. — Вместе с тем мы ожидаем возрастания объема работы в перспективе и планируем усиление команды в начале следующего года". Говорит об усилении в этом году корпоративной практики новыми юристами и Наталья Шатихина из CLC. "Количественно и качественно усилен состав корпоративной практики, проведено плановое повышение квалификации всего персонала, техническое и программное переоснащение рабочих мест!" — отрапортовали в ОКГ.
"В этом году мы значительно усилили нашу практику, — говорит партнер Dentons Артем Жаворонков. — К нам перешла команда корпоративных юристов из фирмы Borenius: партнер Евгения Тетеревкова, советник Антон Поддубный и старший юрист Илья Котов. Таким образом, в нашей команде сейчас работают восемь человек". В Borenius отметили, что места убывших юристов уже замещены новыми, в том числе за счет внутреннего перевода.