Акционерные поборы

СПб. Представители малых акционерных обществ уверены, что могут сами вести свой реестр акционеров. Кроме того, такая самостоятельность позволит сэкономить от 800 млн рублей.

Петербургские предприниматели подсчитали, что на ведении реестра акционеров компании–посредники зарабатывают от 800 млн рублей в месяц, не считая доходов, связанных с обязательным заверением решений акционерных обществ (АО, бывшие ЗАО).
При этом малые компании уверены, что могли бы вести реестр самостоятельно, а затраты на оплату этой услуги для них существенны. Сейчас в Петербурге ведением реестра занимаются несколько десятков компаний — это подразделения банков (ВТБ, "Открытие" и др.) и специализированные компании ("Вега", НРК и др.).
"Закон обязал АО передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию, и нарушение данного положения влечет административную ответственность, предусматривающую штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей", — поясняют в ЗАО "ВТБ Регистратор".

Разница в одной букве

В Петербурге и Ленобласти работают около 20 тыс. АО и ПАО (публичные акционерные общества).
Представитель одного из акционерных обществ, который попросил его не называть, обратился к федеральному бизнес–омбудсмену Борису Титову с предложением изменить 99–ФЗ: отменить обязательный аудит для обществ, где меньше 10 участников, и разрешить им вести реестр без посредников.
"Мы не "Газпром" и не "Роснефть", малому бизнесу совершенно не нужен аудит, тем более так часто, — возмущается предприниматель. — Выгодно это только тем, кто его проводит". По его словам, малому бизнесу сложно вкладываться в развитие, так как кроме высоких налогов на них с этого года повесили оплату ведения реестра и затраты на аудит. "Обилие неналоговых платежей мешает развивать бизнес — на это просто не остается денег", — уточняет он.
Предприниматель добавляет, что перерегистрироваться в ООО, чтобы совсем не вести реестр, — тоже не выход: такая форма собственности не только неудобна для распределения прибыли, но и не защищает собственников в случае конфликтов совладельцев. Доли в ООО, например, можно "размыть", увеличив уставный капитал, возможно и исключение участника из состава общества (в АО — только продажа акций внутри общества).
Другие бизнесмены (на условиях анонимности, так как пока они не успели провести в своих компаниях обязательный аудит) также расценивают плату за реестр и аудит как дополнительный налог и результат лобби банков.
На письмо бизнесмена в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей ответили, что в ведении омбудсмена — только нарушение прав бизнеса, а не изменение законов (копия письма есть в редакции.)
Петербургский же бизнес–омбудсмен Александр Абросимов отметил, что пока он не в курсе данной темы, но готов в ней разбираться. "Мы занимаемся не только нарушениями, но и созданием благоприятной деловой среды", — говорит он.

Стать регистратором

Нотариус Алексей Комаров рассказывает, что Гражданский кодекс устанавливает еще и обязательное нотариальное подтверждение решений АО. Это обходится бизнесу еще в 13–14 тыс. рублей, а выезд реестродержателя стоит около 30 тыс. рублей. Аудит, обязательный для АО с 2015 года, добавляет к этим затратам от 30 тыс. рублей в год.
Эксперты отмечают, что кроме перерегистрации в ООО есть еще один вариант решения проблемы акционерных обществ — получить лицензию регистратора и продолжать вести реестр самим. Но для этого требуется специальное программное обеспечение, персонал и др., то есть так или иначе это дополнительная финансовая нагрузка на бизнес.