Как туркомпании собираются пережить ледниковый период российского туризма

Пока одни малые туркомпании расплачиваются с кредиторами и готовятся к закрытию, другие ищут новые доходные ниши.

Владелец туристической фирмы "Эльф" Андрей Журавлев, выпускник Балтийской академии туризма и предпринимательства, открыл свою компанию 20 лет назад. Фирме удавалось пережить все прошедшие кризисы, поэтому болезненные для туристической отрасли события последних месяцев Андрей Журавлев воспринимает как неизбежную проверку его бизнеса на прочность.
В докризисные годы ежемесячная выручка в фирме составляла 8–10 млн рублей (количество сделок в месяц — от 30 до 100 в зависимости от сезона). В кризисный 2014 год выручка сократилась в 2 раза: до 4–5 млн рублей. В октябре 2015 года оборот компании составил всего 1,2 млн рублей. "И это при пяти штатных сотрудниках и двух специалистах (бухгалтер и рекламист) на аутсорсинге, которым надо выплачивать зарплату", — говорит предприниматель. Однако в то время, когда немалое число игроков туристического рынка уже решают закрыть офисы, Андрей Журавлев борется за клиентов и готовится выживать в "ледниковый период". После потери Египта и Турции его фирма сосредоточилась на познавательных турах и новогоднем отдыхе в Иордании, Болгарии, на Кипре, в Таиланде. Причем цены в сравнении с египетскими и турецкими курортами вполне конкурентны. Так, сейчас на рынке стоимость путевки на Пхукет сопоставима с турецким направлением.

В режим самосохранения

"Те, кто не работает сейчас, жалуются на кризис, а тем, кто пахал все время, и в кризис работы достаточно", — оптимистичен Андрей Журавлев. Как только бизнесмен понял, что туристический рынок начал разваливаться, он резко сократил все неэффективные затраты фирмы: компания переехала в офис с меньшей площадью и сделала ставку на повышение продуктивности уже имеющихся ресурсов. Так, сейчас компания делает структуру своего сайта более простой и функциональной, продумывает возможность оплаты банковскими картами прямо с сайта, улучшает свою CRM–систему (корпоративную информационную систему) и изучает возможности внутреннего туризма. Сейчас для празднования Нового года фирма пытается продать туры на Черноморское побережье. "Положительный момент заключается в том, что за прошедшие годы сформировался слой людей, привыкших путешествовать", — говорит Андрей Журавлев. Предприниматель уверен, что агентства, которые торгуют пакетными турами, обанкротятся. Выживут фирмы, предлагающие своим клиентам путешествия — на Байкал, Дальний Восток, в Сибирь. "Эти направления будут востребованы, если перевозчики снизят цены на перелеты внутри страны", — говорит бизнесмен.

Выезды приостановятся

Вместе с тем на рынке выездного туризма также ожидают закрытия многих туркомпаний, как только те выполнят свои обязательства по ранее заключенным контактам, говорят игроки турбизнеса.
Так, владелица компании, работавшей в Петербурге 15 лет, признается, что ее фирма уже перестала принимать новые заказы и закроется, как только все туристы, купившие путевки в организации, вернутся с отдыха. "Сейчас над многими операторами довлеет личная ответственность перед клиентами, а также кредитные договоры. Но, как только эти вопросы будут решены, половина из ныне работающих фирм закроется", — говорит собеседница "ДП".
По данным РАТА, с сентября по июнь число туроператоров в Петербурге уменьшилось с 486 до 99.