Не только для бизнеса

Президент группы предприятий "РЕСТЭК" Сергей Трофимов рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, почему Петербург привлекателен для проведения конгрессов и какие направления развития event–индустрии наиболее актуальны.

Что собой представляет сегодня, к своему 25–летию, группа предприятий "РЕСТЭК"?

— Мы обеспечиваем полный комплекс услуг, связанных с организацией, проведением и обеспечением всеми необходимыми услугами любого типа мероприятий. Наши офисы находятся в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, и еще в 12 городах мы работаем через партнеров. Наш масштаб — это 700 мероприятий в год разного формата, из них более 100 — это собственные мероприятия разной тематики по 40 отраслям.

Ваша работа направлена на бизнес или на конечных потребителей?

— По итогам 2014 года 70% наших мероприятий — для бизнеса, B2B. Их посещает 700 тыс. человек в год. Сейчас, по данным AMR Research, мы входим в первую тройку крупнейших выставочно–конгрессных организаций России. А по многим показателям деятельности мы лидируем: по количеству мероприятий и посетителей, по разнообразию тем, по географии в России и за рубежом. Например, мы организовывали российский раздел на крупнейшей в мире выставке "Газтех" по газовой индустрии.

Каков потенциал развития выставочно–конгрессной деятельности в Петербурге?

— Москва лидирует по количеству проводимых мероприятий, в том числе потому, что там находятся офисы крупнейших компаний. У Петербурга больше возможностей для развития конгрессной деятельности, потому что конференции и форумы чаще проводятся в тех городах, где больше потенциал туристической привлекательности. Так, по данным Всемирной туристической организации (WTO), Петербург по привлекательности для туристов находится в первой десятке, а Москва — в четвертой сотне. Так что потенциал у Петербурга большой, но его надо реализовать.

Каков вклад в развитие конгрессной деятельности ГП "РЕСТЭК"?

— На сегодняшний день наша компания — крупнейший организатор и оператор конгрессных мероприятий на Северо–Западе, причем один из немногих, кто вышел за пределы Петербурга. Мы плотно сотрудничаем и с конгресс–бюро, и с комитетами администрации Петербурга, которые привлекают инвестиции в город на внешнем рынке. Например, при поддержке комитета по внешним связям мы проводим Российско–финский форум малого и среднего бизнеса в Турку. Планируется, что он будет проводиться ежегодно. Я считаю выгодным такой формат государственно–частного партнерства при организации мероприятий.
Такие мероприятия, нацеленные на экспорт, на мой взгляд, не менее важны, чем импортозамещение, о котором сейчас много говорят.

Как экономический кризис влияет на event–индустрию?

— В выставочном сегменте сегодня работают в основном крупные и средние, вполне самодостаточные компании, этап консолидации уже прошел. В целом же по стране можно ожидать ухода слабых, непрофессиональных игроков, а значит, оздоровления рынка. Но это не означает снижения конкуренции, так как между сильными компаниями она будет более здоровой. Сокращение — это закономерный процесс. На заре рынка только в Москве было более 80 выставок по строительной тематике. Это дезориентировало потенциальных участников и делало мероприятия малоэффективными.

Как вы планируете развиваться?

— Мы расширяем географию, форматы, повышаем качество услуг, становимся более рыночными. Наряду с организацией мероприятий для бизнеса мы усиливаем направление B2C — для конечных потребителей товаров и услуг. Для этого у нас есть площадка в торговом комплексе "Гарден Сити" в Лахте. Этот сегмент в отрасли еще недостаточно развит. Нужно, чтобы такие выставки не превращались в базар, что неактуально при обилии торговых центров, но и не были узкоспециальными. На самом деле выставки B2C — это комбинация презентационной части и элементов шоу–программ. Люди приходят и время провести, и что–то купить, и поесть, и пообщаться.
Еще один приоритет развития — это медиасоставляющая. Сейчас очень востребованы системы назначения встреч с использованием Интернета — так называемые биржи деловых контактов.
Развиваем и направление, связанное с управлением площадками, как действующими, так и строящимися: проектирование, бизнес–планирование конгрессных, многофункциональных площадок сейчас, несмотря на кризис, востребовано. География проектов широкая: Петербург, Москва, Саратов, Воронеж, Ереван и еще около 15 городов. Кризис заставляет думать о повышении эффективности либо потенциала региона, либо изменении формата существующей материальной базы. Запрос идет как от госструктур, так и от частного бизнеса. И это направление мы считаем наиболее перспективным.