Чудеса на виражах

Привилегии, от которых со временем пришлось отказаться пассажирам самолетов ради безопасности.

Конец прошлого столетия часто называют золотым веком гражданской авиации: кровать и рояль на борту, элегантные стеклянные перегородки, курение в салоне самолета. Символом золотого века пассажирских перевозок стала авиакомпания Pan American, оборудовавшая свои самолеты на манер космических лайнеров из футуристических фильмов и предъявлявшая заоблачные требования к соискательницам на должность стюардесс. В общем, все было невероятно красиво и дорого (за билет на внутренний рейс среднестатистический американец, например, мог отдать всю месячную зарплату), а вот вопросы безопасности тогда мало кого волновали.

Задымление в салоне

До 1950–1960–х годов курение на борту самолета было вполне нормальным явлением. Но в середине XX столетия сигареты на борту стали вызывать все больше вопросов. Причиной тому стали как жалобы некурящих пассажиров, сетовавших на то, что запах дыма мешал им наслаждаться лобстером (тогда в качестве бортового питания вполне могли подать именно это блюдо), так и участившиеся разговоры о вреде табачных изделий. В 1969 году адвокат Ральф Надер впервые предложил запретить курение в салонах самолетов. Пару лет спустя United Airlines, та самая компания, которая предлагала на борту бесплатные сигареты, начала рассаживать пассажиров по салонам для курящих и некурящих. Но, прежде чем курение было запрещено законодательно, прошло еще почти 20 лет.
Впрочем, российские курильщики курили вплоть до запрета в 2002 году. Правда, и после этого пассажиры пытались курить в туалетах, но датчики задымления и достаточно высокие штрафы за нарушение антитабачных правил сделали свое дело.

Всем сидеть

Это сейчас пассажиров просят оставаться на местах и не отстегивать ремни безопасности до полной остановки самолета. Так, разумеется, риск получить травмы куда меньше. В начале XX века этот факт мало кого волновал, да и пассажирских кресел в том виде, в котором мы к ним привыкли, изначально не было. Салоны могли быть оборудованы обычными стульями, креслами, диванами и даже кроватями. Последние, кстати, во многих случаях были необходимостью: технические характеристики самолетов первой половины XX века оставляли желать лучшего, и перелеты могли занимать несколько дней. К концу 1950–х годов скорость полетов существенно увеличилась, и необходимость в спальных местах отпала. А в 1970–м специально для культовой компании Pan American был разработан Boeing 747, салон которого уже сильно напоминал убранство современных самолетов. Правда, пассажиры по–прежнему могли свободно перемещаться во время полета, общаться в специально оборудованных салонах или проводить время в зале для игры на фортепиано. Ремни безопасности в пассажирских самолетах до 1930–х годов вообще не применялись, несмотря на то что в 1913 году авиатор Адольф Пегу впервые использовал их, чтобы подстраховаться во время выполнения мертвой петли. Любые перепады высоты в принципе могли закончиться достаточно плачевно, так как при оформлении салона на первом месте стояла визуальная составляющая. Так, например, в некоторых самолетах бизнес–класс был отделен от экономического стеклянной перегородкой. Выглядело это, конечно, красиво, но при малейшей тряске стекло имело все шансы разбиться и посыпаться на пассажиров.
Со временем на смену стеклянным перегородкам пришли менее эффектные, но куда более безопасные шторки. А пассажиров все больше агитировали сидеть во время полета. Разумеется, и сейчас пассажиры по–прежнему могут гулять по салону, после того как самолет наберет высоту. Правда, с тех пор как перелеты стали популярными, салоны под завязку заполнили пассажирскими креслами (ради чего пришлось отказаться от фортепиано и прочей роскоши).

Без утайки

В середине прошлого века не было никакой необходимости приезжать в аэропорт за 2 или даже 3 часа до вылета. Еще не было длительных процедур досмотра, и можно было спокойно явиться за 30 минут до рейса и не упустить свой самолет.
Однако в 1960–х годах мир начали волновать вопросы авиационной безопасности. Участились случаи захвата самолетов с целью получения денег, выдвижения политических или географических требований. В последнем случае захватчики требовали изменить маршрут и посадить самолет там, где им нужно. Именно такие угоны были распространены в СССР. После одного такого случая была разработана система досмотра пассажиров, созданы первые образцы отечественных металлоискателей. А в начале 1980–х появились рентгенотелевизионные интроскопы для досмотра багажа.

Жидкая угроза

Запрет на провоз жидкостей — одно из последних нововведений на благо безопасности, принятое сравнительно недавно. В 2006 году власти Великобритании узнали о готовящихся терактах с использованием взрывчатых веществ, получаемых путем смешивания жидкостей непосредственно на борту самолета. В этом же году Европейской комиссией было принято решение внести изменения в правила безопасности на борту. В августе 2007 года правила вступили в силу и на территории РФ.