"Трансаэро" пролетело мимо сделки

СПб. Отказ совладельца S7 от покупки "Трансаэро" поставил точку в ее истории. S7 не получит маршруты перевозчика, что в итоге приведет к еще большей монополии "Аэрофлота".

Накануне вечером стало известно, что совладелец S7 Владислав Филев выходит из сделки по покупке "Трансаэро". Комментариев инициатора сделки, который планировал бороться с монополизацией авиарынка, так и не появилось.
По данным федеральных СМИ, сделку отменили, поскольку один из совладельцев "Трансаэро" Александр Плешаков не смог собрать необходимый пакет из 51% не обремененных залогами акций. Как минимум 28% акций, которыми владеет Плешаков, в залоге у банков: 25% у ВТБ и 3% — у Московского кредитного банка.
Ранее Александр Плешаков консолидировал большую часть акций компании в своих руках для сделки с "Аэрофлотом". По ее условиям 75% компании собирались продать за 1 рубль.
Другой совладелец "Трансаэро" Ольга Плешакова до последнего не теряла надежды. Срок оферты 60 дней с Филевым еще не истек, говорила она в понедельник. А уже во вторник в ее "Твиттере" появилось сообщение, в котором Владислава Филева винят в срыве сделки под давлением "Аэрофлота". Плешакова утверждает, что ее супругу принадлежит 59% акций и, если бы потребовалось, он "мог бы приобрести еще".
Как сообщает основной акционер, потенциальному покупателю было известно об обременении акций, однако он планировал "в течение 18 месяцев объединить S7 и "Трансаэро" таким образом, чтобы большая часть кредиторов конвертировали долг в акции новой компании".
Покупатель вплоть до последнего момента был настроен решительно, но 2 ноября кое–что пошло не так. "Мне, как и ряду других людей, известно о состоявшейся 2 ноября встрече Владислава Филева с руководителем "Аэрофлота", — сообщила Ольга Плешакова в своем микроблоге.
Примечательно, что с момента подписания соглашения (20 октября) до последнего дня ход сделки в СМИ охотно комментировал сам Владислав Филев. В последних сообщениях со ссылкой на него рассказывалось, например, что пакет "Трансаэро" он оформит на себя лично.
Владислав Филев преследовал благородную цель — борьбу с монополией на авиарынке.
Новости о сделке появились, когда переход более 150 маршрутов "Трансаэро" в пользу "Аэрофлота" уже воспринимался как данность. Это позволило бы "Аэрофлоту" занять на международных регулярных линиях из Москвы более 80% рынка, на внутренних — более 60%.
Но даже после сенсационного сообщения о том, что "Трансаэро" покупает владелец S7, в чудо мало кто верил. Во–первых, почти сразу стало известно, что с 26 октября у "Трансаэро" безвозвратно заберут сертификат эксплуатанта. Во–вторых, иски о банкротстве компании со стороны таких кредиторов, как Сбербанк и Альфа–Банк, так и не были отозваны. Иски к компании в базе данных арбитражного суда исчисляются десятками.
В конце концов, симптоматично выглядел комментарий Интерфаксу первого вице–премьера Игоря Шувалова, который узнал о сделке из СМИ: "Я не понимаю, что там покупать можно, — уже нет прав оперировать у этой компании". При этом правительство с самого начала держало ситуацию с "Трансаэро" на контроле.
В общем, чтобы справиться с "Аэрофлотом", смелости и денег оказалось недостаточно. Нужен был еще и административный ресурс.