Компания "Молочная культура" запустит в Ленобласти производство маскарпоне и рикотты

Автор фото: Сергей Коньков

Компания "Молочная культура" построит в Ленобласти цех для варки сыров (маскарпоне и рикотты) за 800 млн рублей. Часть продукции предназначена для Европы. Эксперты сомневаются, что сырам из России там хватит места.

Компания " Молочная культура " планирует построить цех по производству творога и сливочных сыров: маскарпоне, рикотты и др. Тестовое производство сыров запустят на действующем заводе "Молочной культуры" в Волосовском районе Ленобласти. Собственники компании Андрей Ионов и Евгений Чернышев — бывшие совладельцы компании "Арла Фудс Артис", подразделения датско–шведского холдинга Arla Foods. Перед открытием собственного бизнеса они продали доли в "Арла Фудс Артис". Новый цех планируют открыть через 2 года на кредитные средства, вложив 700–800 млн рублей; во столько же обошлось строительство основного завода площадью 2,5 тыс. м2. Срок окупаемости каждой очереди инвестиций — 8–10 лет.

Творожки и кредиты

Продавать сыры компания планирует не только в России, но и в странах Европы: продукция "Молочной культуры" распространяется в дистрибьюторском пакете Arla Foods, с которой собственники сохранили партнерские связи. Завод в Волосово строился с привлечением кредитов и был открыт в 2013 году. Сейчас он выпускает 12–15 т продукции (молоко, кефир, сметана и пр.) в сутки при мощности 50–60 т в сутки и поставляет ее в несколько торговых сетей ("Азбука вкуса", "Лента" и др.).
Для строительства второй очереди завода также планируют привлекать кредиты, но договоренностей с банками пока нет. "Условия, которые они предлагают, ростовщические, но обстановка на рынке располагает к тому, чтобы начать делать именно сыр", — говорит гендиректор компании Андрей Ионов. Кроме сыров "Молочная культура" планирует добавить в ассортимент кисломолочные десерты, их запустят в продажу через несколько месяцев. Андрей Ионов рассказывает, что собственную розницу компания не планирует, но собирается открыть два шоу–рума — в Москве и Петербурге. "Ретейлеры обычно не соблюдают температурный режим хранения продуктов, мы хотим, чтобы покупатели смогли попробовать в шоу–руме образцы, которые хранятся по правилам", — поясняет Андрей Ионов.

Рост конкурентов

С тем, что после продуктовых санкций производить сыр стало выгоднее, соглашаются и другие компании. Например, ГК "Лосево" также собирается строить новое сырное производство стоимостью 3,5 млн евро. Завод проектируется, запуск запланирован на осень 2016 года. В линейке продуктов будут и мягкие, и твердые виды. Сейчас работает экспериментальный цех, производящий 250 кг сыра пяти наименований в сутки. "На рынке острый дефицит сыра, недостатка спроса не будет", — говорят в компании. Мощность завода составит 4 т в сутки (будет перерабатываться 40 т молока). Однако, добавляют в "Лосево", планов выходить на зарубежные рынки у них пока нет.
Завод кооператива "Семейный капитал" (бывшая ГК "Белоусов групп") выпускает пока только адыгейский сыр. "Расширение линейки сыров идет, оно связано с объемами производства молока, но наращивать продажи мы будем в России", — говорит гендиректор компании Наталья Верхова. Объем петербургского рынка сыра (включая сырные продукты) — около 70 тыс. т в год, или 30 млрд рублей.
Многие участники рынка считают, что выходить в Европу для российских компаний слишком рискованно: в европейских странах перепроизводство сыра, конкуренция на этом рынке крайне высока. И даже если по качеству продукция отечественного производителя не уступит, ей потребуется серьезное продвижение.