Россияне не променяют Египет на Крым

Из–за кризиса и ослабления рубля обороты туроператоров уменьшились на 30–50%. Развитию внутрироссийского туризма мешают дороговизна путешествий и неважный сервис в регионах.

Катастрофа самолета Airbus А–321 не вызовет серьезного снижения спроса ни на туры в Египет, ни в целом на заграничные путешествия, считают участники рынка. Российский туристический бизнес за период с лета 2014 года испытал множество гораздо более масштабных потрясений, которые привели к падению выездного туризма на 65% по сравнению с 2013 годом. На этом фоне сокращение интереса к Египту, которое будет недолгим, несущественно.

Волна отказников

Крушение российского лайнера авиакомпании "Когалымавиа" в Египте, случившееся 31 октября и унесшее жизни 224 человек, вызвало панику у граждан, которые приобрели заграничные туры. Большинство туроператоров выездных направлений отмечают, что в эти выходные, сразу после аварии, в их офисы посыпались звонки от клиентов, которые должны выехать на отдых в ближайшие дни, особенно от тех, кто купил путевки в Египет. "Люди интересуются, можно ли отказаться от тура или заменить его на другой. Когда мы говорим, что это невозможно, спрашивают, что за авиакомпания их повезет, какого возраста у нее самолеты, не собираемся ли мы сменить перевозчика", — рассказали в одном турагентстве. В компании "Алина тур" (постоянный партнер оператора Brisco, входящего в турецкий туристический холдинг TH&C и являющегося заказчиком трагического рейса "Когалымавиа") сообщают, что тоже получают такие обращения.
Сама Brisco, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), получила уже около 50 отказов от путевок. Оператор вернет деньги за туры в Египет тем, кто обратился с такой просьбой в субботу и воскресенье, говорят в РСТ.
Ространснадзор начал проверку в отношении "Когалымавиа" и, по информации СМИ, подготовил предписание о приостановке ее деятельности до окончания этой проверки, которая продлится месяц. Это означает, что либо Brisco придется аннулировать или перенести на другие даты туры, предполагающие отправку в течение ближайшего месяца, ведь туристов Brisco возила именно "Когалымавиа", либо оператору нужно срочно искать другого перевозчика.
Сделать это сейчас будет непросто. Авиакомпания, как и сама Brisco, работает в сегменте экономкласса. После аварии усилится контроль за деятельностью мелких авиаперевозчиков категории эконом. Часть из них тоже рискуют получить предписания о приостановке полетов, считает Андрей Карпов, председатель совета директоров ООО "Дорн".
У контролирующих органов может найтись много поводов для претензий к ним: маленькие авиакомпании, дешево продающие кресла, экономят на затратах: они не обновляют авиапарк, платят более низкую зарплату пилотам и другим членам экипажа. "Не секрет, что на чартерные рейсы отправляют не самые новые и хорошие борта", — добавляет гендиректор туркомпании Astarta group Ольга Смычковская.

Трагедия не повлияет

Существенного влияния на туристический рынок произошедшая трагедия не окажет: те, кто привык отдыхать в Египте, не променяют его на Крым, уверена гендиректор ООО "Джей Эс Пи Клуб" Валерия Печенкина: "Те, кто летает часто — и по работе, и на отдых, — не будут отказываться от этого".
"Не думаю, что выездной туризм сильно пострадает. Иллюстрация этому рейс той же "Когалымавиа", который полетел на следующий день после трагедии: из 200 мест в самолете было свободно только 16. То есть снижение произойдет не более чем на 10%. Довольно скоро негативные эмоции, связанные с трагедией, сгладятся, и спрос восстановится", — считает Людмила Кудрявцева, гендиректор ЗАО "Балтик тревел компани".
На фоне событий, которые пережил российский турбизнес с лета 2014 года, катастрофа самолета "Когалымавиа" — не очень сильный фактор, говорят эксперты. С июня прошлого года начались массовые банкротства туркомпаний. За это время с рынка ушли несколько десятков игроков, в том числе такие крупные, как петербургские "Нева", "Солвекс–турне", "Роза ветров мир", "Лабиринт", "Верса" и др.
Главной причиной банкротств эксперты называют принцип работы туроператоров: они покупают чартеры и блоки номеров в отелях с отсрочкой платежа, не просчитывая сумму на каждого туриста, и при этом стараясь угнаться за конкурентами, делают скидки, которые в конце концов съедают маржинальность. Из–за жесткой конкуренции многие компании уходят в минус, годами не платят по всевозможным долгам, в частности по кредитам, демпингуют.
Масла в огонь подлили санкции, запрет на выезд за границу чиновников, обвал рубля, который привел к подорожанию среднего тура на 60–80%. Следствием стало беспрецедентное за последние 20 лет падение выездного туризма в этом году. По данным Росстата, в первом полугодии турпоток из России упал на 33,8% к уровню того же периода 2014–го. По сравнению с первым полугодием 2013 года снижение составило 65%. Для сравнения: в кризис 1998 года падение за тот же период было на 24,4%, в 2009–м — на 22,6%. Из–за кризиса и ослабления рубля обороты туроператоров уменьшились на 30–50%.

Далеко и дорого

Въездной и внутрироссийский туризм, наоборот, стремительно растет. В основном зарубежные гости — это китайцы, европейцы едут к нам неохотно, их доля — 10% от приезжающих в Россию иностранцев, говорит Людмила Кудрявцева. Эксперты отмечают и растущи спрос на путешествия по стране по стороны россиян. Многие российские города энергично продвигают себя на туристическом рынке. Помимо традиционно популярных Петербурга и Москвы большим спросом пользуется Казань, получившая современную туристическую инфраструктуру благодаря Всемирной летней универсиаде 2013 года. Популярны также Псков, Карелия, добавляет гендиректор "Грант–Тур" Галина Клюшина. По ее оценке, спрос на внутренний туризм вырос за год на 30%.
Если бы не дороговизна путешествий по России, этот показатель был бы еще выше, говорит она.
Людмила Кудрявцева отмечает, что развивать региональный туризм можно только в комплексе: одновременно с продвижением местных достопримечательностей повышать уровень сервиса и снижать стоимость авиаперевозок. "Например, у петербуржцев есть интерес к сибирским городам, но лететь туда очень дорого, — отмечает Людмила Кудрявцева. — При этом с рынка ушла "Трансаэро", которая предлагала полеты по более–менее доступным ценам на новых самолетах. Таким компаниям нужно помогать, ведь их место занимают мелкие игроки с устаревшим авиапарком, и в итоге мы получаем такие аварии, как в Египте".