Московские транспортные чиновники научили Смольный работать с платными парковками

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Городские чиновники отчаялись разобраться с платными парковками и обратились к опыту московских коллег. Dp.ru попал на закрытое совещание в Смольном, больше похожее на лекцию москвичей из транспортного блока о том, как надо правильно работать.

Городские чиновники отчаялись разобраться со всеми проблемами в работе платных парковок в центре Петербурга и обратились к опыту московских коллег. В Смольный прибыла внушительная делегация во главе с Максимом Ликсутовым, заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Корреспондент dp.ru попал на закрытое совещание чиновников, больше похожее на лекцию москвичей о том, как надо правильно работать.
Зона платной парковки открылась в Петербурге в сентябре. Такую же запустили в Москве 3 года назад. Смольный наступил на многие "столичные грабли". Но некоторые недоработки, например проблему с оплатой через СМС и страхование парковочной техники, со временем исправили.
Однако с главными трудностями так и не справились. Их три. Первая — вандализм. За 3 месяца вандалы ломали технику на платных парковках 44 раза. Из них в 16 случаях потребовался серьезный ремонт. Вторая — федеральные органы исполнительной власти требуют, чтобы им выделили бесплатные места. Третья — МВД отказывается помогать Смольному штрафовать нарушителей правил платной парковки. Вторая и третья трудности могут быть связаны, говорят источники dp.ru в Смольном, поскольку сотрудники МВД — одни из тех, кому отказывают в бесплатных парковочных местах.

На общих основаниях

Штраф за нарушение правил платной парковки в Петербурге — 3 тыс. рублей. Но большинство водителей не знают, что штрафы выписывают "вхолостую" и заплатить за нарушения их заставят нескоро. Чтобы Смольный мог самостоятельно собирать штрафы, чиновникам нужно подписать с МВД договор об информационном сотрудничестве. На его основании Городской центр управления парковками получил бы доступ к данным автомобилистов. Однако в МВД не поддержали идею подписания договора. Теперь Смольному нужно обращаться в ГИБДД с документами о штрафах "на общих основаниях". На практике это означает, что центр управления парковками копит штрафы, а потом идет с этими документами в ГИБДД, и там в результате длительной бюрократии их выписывают водителям.
Так, сегодня за нарушения на платных парковках выписывается 100-120 штрафов в день (по подсчетам центра управления парковками). И ни один из них не был пока оплачен. Эта проблема ожидаемо стала самой острой в обсуждении с московскими чиновниками.
В Москве с ней тоже сталкивались, но на данный момент соглашение с МВД в столице подписано. Однако не утихают разговоры о том, что предоставление личных данных водителей мэрии Москвы противоречит закону. "Мы уверены, что работаем правильно. Все разговоры о том, что этот наш подход — сомнительный и его проверяет прокуратура и т. д., преувеличены. Нас уже несколько раз проверили. Все в порядке", — заявил Максим Ликсутов.  
Впрочем, как на практике ему удалось договориться с МВД, понятнее от этого рассказа не стало. После официальной части петербургские чиновники в кулуарах жаловались московским коллегам: "Москве все можно, она же столица. А нам на самом высоком уровне сказали работать на общих основаниях. Там не понимают, что общих оснований у ГИБДД для платных парковок просто не существует". Также звучали намеки на то, что так МВД мстит за отказ предоставить им бесплатные парковочные места. 

Платить или не платить?

В Москве отдельные бесплатные места предоставляются только таксистам. Для них создали специальные участки, где остальные автомобили парковаться не могут, иначе их оштрафуют и увезут машину на штрафстоянку. На платных парковках могут бесплатно припарковаться машины спецслужб — то есть автомобили особой окраски и с проблесковыми маячками. Система их автоматически отличает от прочего транспорта.
Остальные автомобилисты, будь то чиновники или правоохранители, платят за парковку на общих основаниях. "Я считают, это правильно", — сказал Максим Ликсутов тоном, не предполагающим споров. Впрочем, от этого опять же не стало понятнее, как ему все-таки удалось договориться с остальными ведомствами, которые в Петербурге требуют обеспечить их бесплатными местами.

Коварная статистика

По данным Смольного, только 16% мест на платных парковках Петербурга сегодня приносит полноценный доход — оплачивается полностью в рамках почасовой оплаты. Еще 6% мест водители занимают менее чем на 15 минут и, соответственно, не платят за парковку. А также 20% мест используют инвалиды и резиденты, то есть местные жители, для которых действуют льготы. На оставшиеся 58% парковка вообще не загружена.
При этом в центре управления парковками уверяют, что все 16% почасовых парковок оплачиваются. "Этого не может быть, такой статистики нет даже в самых развитых городах мира с платными парковками, даже в Токио", — удивился Максим Ликсутов. После этого чиновники поправились: 16% платят и еще 1% не платит. Однако и эта статистика не вызвала у Ликсутова доверия. Представители центра управления парковками возмутились: "У нас добросовестные водители. Парковочная инспекция работает, ее работа видна, можете сами проверить". Однако московская делегация, похоже, так и не поверила в почти стопроцентную законопослушность петербургских водителей. "Так или иначе, пока есть люди, которые не платят за парковку, платная зона не будет достаточно эффективной", — заметил Максим Ликсутов.

Прибыль как самоцель

Показатели прибыли у петербургских парковок пока далеки от московских: в Петербурге собрали 25 млн рублей за 3 месяца. В столице — 4,8 млрд рублей за 3 года. Впрочем, исходные данные двух городов настолько разные, что сравнивать эти показатели, пожалуй, некорректно.
В Москве собранные деньги возвращают в муниципалитеты. Решение о дальнейшем распределении этих денег принимают муниципальные депутаты. Но москвичи говорят, что смысл работы парковок не в прибыли. Задача — заставить водителей пересаживаться в центре города с машин на общественный транспорт. По той же причине в столице не пошли по пути строительства парковок. "Новая парковка — подземная или нет, неважно — только увеличивает поток машин в данном районе. Наша задача — уменьшить эти потоки", — говорит Максим Ликсутов.
Загруженность платной парковки в Петербурге (по неделям, за сентябрь)
Источник:
Загруженность платной парковки в Петербурге (по дням недели, за сентябрь)
Источник:

Сломать несломанное

Многие водители и в Петербурге, и в Москве продолжают осуждать саму идею — брать плату за парковку. Осюда и вандализм. Паркоматы и другую технику разбивают в основном в знак протеста. В Москве с этим борются, устанавливая антивандальные паркоматы, на которые сложно нанести граффити или разбить на них экран и клавиатуру. "Платная парковка — это одна из самых мягких мер транспортного регулирования. Например, в Токио вы можете купить машину, но не получите на нее номера, пока не предоставите документы на парковочное место рядом с вашим домом. Оно должно быть у вас в собственности. Гонконг определил, что свободно в городе может ездить 1 млн автомобилей. И купить машину можно, только получив документ в рамках этой квоты", — говорит Максим Ликсутов.
В планах Смольного — расширение до 70 тыс. платных парковочных мест буквально за ближайшие пару лет. В Москве сейчас около 60 тыс. платных парковочных мест, и столица шла к этому показателю больше 3 лет. Наполеоновские планы Петербурга в этом направлении москвичей впечатлили. Они советуют организовывать платные парковки точечно, а не тотально, то есть именно в перегруженных участках.
Загруженность платной парковки по улицам
Источник: