Ирина Панкратова Все статьи автора
3 ноября 2015, 13:42 1394

Московские транспортные чиновники научили Смольный работать с платными парковками

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Городские чиновники отчаялись разобраться с платными парковками и обратились к опыту московских коллег. Dp.ru попал на закрытое совещание в Смольном, больше похожее на лекцию москвичей из транспортного блока о том, как надо правильно работать.

Городские чиновники отчаялись разобраться со всеми проблемами в работе платных парковок в центре Петербурга и обратились к опыту московских коллег. В Смольный прибыла внушительная делегация во главе с Максимом Ликсутовым, заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Корреспондент dp.ru попал на закрытое совещание чиновников, больше похожее на лекцию москвичей о том, как надо правильно работать.

Петербург в 2016 году отремонтирует паркоматы за 3 млн рублей

Петербург в 2016 году отремонтирует паркоматы за 3 млн рублей

148
dp.ru

Зона платной парковки открылась в Петербурге в сентябре. Такую же запустили в Москве 3 года назад. Смольный наступил на многие "столичные грабли". Но некоторые недоработки, например проблему с оплатой через СМС и страхование парковочной техники, со временем исправили.

Однако с главными трудностями так и не справились. Их три. Первая — вандализм. За 3 месяца вандалы ломали технику на платных парковках 44 раза. Из них в 16 случаях потребовался серьезный ремонт. Вторая — федеральные органы исполнительной власти требуют, чтобы им выделили бесплатные места. Третья — МВД отказывается помогать Смольному штрафовать нарушителей правил платной парковки. Вторая и третья трудности могут быть связаны, говорят источники dp.ru в Смольном, поскольку сотрудники МВД — одни из тех, кому отказывают в бесплатных парковочных местах.

На общих основаниях

Штраф за нарушение правил платной парковки в Петербурге — 3 тыс. рублей. Но большинство водителей не знают, что штрафы выписывают "вхолостую" и заплатить за нарушения их заставят нескоро. Чтобы Смольный мог самостоятельно собирать штрафы, чиновникам нужно подписать с МВД договор об информационном сотрудничестве. На его основании Городской центр управления парковками получил бы доступ к данным автомобилистов. Однако в МВД не поддержали идею подписания договора. Теперь Смольному нужно обращаться в ГИБДД с документами о штрафах "на общих основаниях". На практике это означает, что центр управления парковками копит штрафы, а потом идет с этими документами в ГИБДД, и там в результате длительной бюрократии их выписывают водителям.

Так, сегодня за нарушения на платных парковках выписывается 100-120 штрафов в день (по подсчетам центра управления парковками). И ни один из них не был пока оплачен. Эта проблема ожидаемо стала самой острой в обсуждении с московскими чиновниками.

В Москве с ней тоже сталкивались, но на данный момент соглашение с МВД в столице подписано. Однако не утихают разговоры о том, что предоставление личных данных водителей мэрии Москвы противоречит закону. "Мы уверены, что работаем правильно. Все разговоры о том, что этот наш подход — сомнительный и его проверяет прокуратура и т. д., преувеличены. Нас уже несколько раз проверили. Все в порядке", — заявил Максим Ликсутов.  

Впрочем, как на практике ему удалось договориться с МВД, понятнее от этого рассказа не стало. После официальной части петербургские чиновники в кулуарах жаловались московским коллегам: "Москве все можно, она же столица. А нам на самом высоком уровне сказали работать на общих основаниях. Там не понимают, что общих оснований у ГИБДД для платных парковок просто не существует". Также звучали намеки на то, что так МВД мстит за отказ предоставить им бесплатные парковочные места. 

Смольный уже заработал на платной парковке почти 25 млн рублей

Смольный уже заработал на платной парковке почти 25 млн рублей

175
dp.ru
/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Платить или не платить?

В Москве отдельные бесплатные места предоставляются только таксистам. Для них создали специальные участки, где остальные автомобили парковаться не могут, иначе их оштрафуют и увезут машину на штрафстоянку. На платных парковках могут бесплатно припарковаться машины спецслужб — то есть автомобили особой окраски и с проблесковыми маячками. Система их автоматически отличает от прочего транспорта.

Остальные автомобилисты, будь то чиновники или правоохранители, платят за парковку на общих основаниях. "Я считают, это правильно", — сказал Максим Ликсутов тоном, не предполагающим споров. Впрочем, от этого опять же не стало понятнее, как ему все-таки удалось договориться с остальными ведомствами, которые в Петербурге требуют обеспечить их бесплатными местами.

Парковочные сессии

Коварная статистика

По данным Смольного, только 16% мест на платных парковках Петербурга сегодня приносит полноценный доход — оплачивается полностью в рамках почасовой оплаты. Еще 6% мест водители занимают менее чем на 15 минут и, соответственно, не платят за парковку. А также 20% мест используют инвалиды и резиденты, то есть местные жители, для которых действуют льготы. На оставшиеся 58% парковка вообще не загружена.

При этом в центре управления парковками уверяют, что все 16% почасовых парковок оплачиваются. "Этого не может быть, такой статистики нет даже в самых развитых городах мира с платными парковками, даже в Токио", — удивился Максим Ликсутов. После этого чиновники поправились: 16% платят и еще 1% не платит. Однако и эта статистика не вызвала у Ликсутова доверия. Представители центра управления парковками возмутились: "У нас добросовестные водители. Парковочная инспекция работает, ее работа видна, можете сами проверить". Однако московская делегация, похоже, так и не поверила в почти стопроцентную законопослушность петербургских водителей. "Так или иначе, пока есть люди, которые не платят за парковку, платная зона не будет достаточно эффективной", — заметил Максим Ликсутов.

Доходы от платной парковки в Петербурге

Прибыль как самоцель

Показатели прибыли у петербургских парковок пока далеки от московских: в Петербурге собрали 25 млн рублей за 3 месяца. В столице — 4,8 млрд рублей за 3 года. Впрочем, исходные данные двух городов настолько разные, что сравнивать эти показатели, пожалуй, некорректно.

В Москве собранные деньги возвращают в муниципалитеты. Решение о дальнейшем распределении этих денег принимают муниципальные депутаты. Но москвичи говорят, что смысл работы парковок не в прибыли. Задача — заставить водителей пересаживаться в центре города с машин на общественный транспорт. По той же причине в столице не пошли по пути строительства парковок. "Новая парковка — подземная или нет, неважно — только увеличивает поток машин в данном районе. Наша задача — уменьшить эти потоки", — говорит Максим Ликсутов.

Загруженность платной парковки в Петербурге (по неделям, за сентябрь)

Загруженность платной парковки в Петербурге (по дням недели, за сентябрь)

Сломать несломанное

Многие водители и в Петербурге, и в Москве продолжают осуждать саму идею — брать плату за парковку. Осюда и вандализм. Паркоматы и другую технику разбивают в основном в знак протеста. В Москве с этим борются, устанавливая антивандальные паркоматы, на которые сложно нанести граффити или разбить на них экран и клавиатуру. "Платная парковка — это одна из самых мягких мер транспортного регулирования. Например, в Токио вы можете купить машину, но не получите на нее номера, пока не предоставите документы на парковочное место рядом с вашим домом. Оно должно быть у вас в собственности. Гонконг определил, что свободно в городе может ездить 1 млн автомобилей. И купить машину можно, только получив документ в рамках этой квоты", — говорит Максим Ликсутов.

В планах Смольного — расширение до 70 тыс. платных парковочных мест буквально за ближайшие пару лет. В Москве сейчас около 60 тыс. платных парковочных мест, и столица шла к этому показателю больше 3 лет. Наполеоновские планы Петербурга в этом направлении москвичей впечатлили. Они советуют организовывать платные парковки точечно, а не тотально, то есть именно в перегруженных участках.

Загруженность платной парковки по улицам
Новости партнеров
Реклама