Рецензия на спектакль "Молодая гвардия"

Автор фото: Дарья Пичугина

Театральный критик Дмитрий Циликин — о спектакле "Молодая гвардия" в театре "Мастерская".

Можно поздравить "Мастерскую" с изобретением новой театральной формы. Жанр обозначен как "история мифа в трех частях". Первая и есть собственно миф. Один из главных советских мифов, отчасти оформленный романом Фадеева. А отчасти им созданный — звучит рассказ писателя о том, что художественная проза, в отличие от документа, предполагает вымысел. Первую часть ставил режиссер Максим Диденко, много лет занимающийся пластическим театром — и теперь прививший его язык актерам "Мастерской". Они выразительно, то плавно, то экспрессивно двигаются, отменно поют, а в сценах, рисующих драматические моменты, истошно кричат и падают как подкошенные… В результате возникает условная стилизованная картина: в славный донбасский городок пришла война — и молодые парни и девчата в большинстве стали героями, но некоторые — предателями, и герои, соответственно, героически погибли.
Антракт.
Вторую часть режиссер Дмитрий Егоров составил из писем, дневников, протоколов, заявлений, свидетельств, она так и названа: "Документ". Петь–танцевать актеру, безусловно, уметь нужно — в "Мастерской" и умеют. Но тут, перейдя от масок к живым характерам, актеры — несколько поколений учеников худрука театра профессора Григория Козлова — демонстрируют то, в чем они особенно сильны: приемы русского психологического театра. Несколькими репликами — строчками записной книжки, письма, объяснительной — они рисуют человека: прелестную влюбленную девушку, и сверхответственную отличницу, и шалопая, который кается, что побил у кого–то стекла, но горазд тут же снова запустить камнем в окошко. И всех остальных. Сценография Евгения Лемешонка — "черный кабинет", ограниченный шершавой задней стеной с прямоугольным проемом и боковыми панелями. Столы, стулья, больше ничего. Два экрана по бокам, на которые проецируют титры. Но точность актерских красок такова, что стоит включить настольную лампу, и воображение тут же рисует, например, девичью светелку со всеми ее милыми трогательными деталями.
Потому что, когда доходит до гибели, ее чудовищные подробности мы узнаем не про обладателей абстрактных фамилий, а про вот этих юных славных симпатичных обаятельных людей. Предатели тоже оказываются людьми — и, как положено людям, хотят жить. Все участники спектакля работают отлично, но нельзя отдельно не отметить Константина Гришанова — ему достался рассказ Макара Андросова, руководившего работами по поднятию трупов молодогвардейцев из шурфа, про то, что собой представляли тела. В том числе тело его дочери Лиды. Гришанов играет этот непереносимый кусок как большой артист.
А дальше, как мы узнаем, началась подлая советская ложь.
Старший брат одного из лидеров "Молодой гвардии" Виктора Третьякевича обращается в ЦК ВЛКСМ: историческая роль его брата принижена. И заручается свидетельством уцелевшей молодогвардейки Валерии Борц.
Им быстренько объясняют: настоящие герои — те, кого начальство назначило Героями Советского Союза. Разумеется, смутьяны публично каются в политической близорукости.
Кается и Фадеев (от его лица выступает Максим Фомин), перед тем как застрелиться, в записке, текст которой в конце второй части раздают зрителям.
Короткая третья часть — "Жизнь". Ксения Морозова, слегка пародируя интонацию южнорусской экскурсоводши, комментирует слайды: улицы Краснодона, памятники, музейные комнаты — мы, прожив часть вторую, теперь воспринимаем все это человекоразмерно.
Последнее фото — террикон, на котором уже в наши дни, совсем недавно, располагались снайперы. В общем, по пушкинской формуле: "И смерть и ад со всех сторон".