Как петербургские турфирмы и отели справились с наплывом китайских туристов

Автор фото: Сергей Коньков

Хлынувший в Петербург поток китайских путешественников застал местных туроператоров, отельеров и рестораторов врасплох. Им пришлось на ходу подстраиваться под гостей из Поднебесной, особенности поведения которых могут привести в замешательство даже бывалых специалистов по туризму.

Специалисты  рынка въездного туризма еще не успели прийти в себя после того, как от поездок в Россию отказались западные путешественники, а номера в отелях и места в туристических автобусах уже начали заполнять гости из Поднебесной. На днях замглавы Ростуризма Сергей Корнеев сообщил, что в 2014 году туристы из Китая принесли бюджету РФ около $1 млрд.
За китайского туриста давно уже борются многие страны мира, потому как есть мнение, что такой турист очень щедр и готов оставлять огромное количество денег в стране. Теперь в борьбу включилась и Россия, а обстоятельства сложились на редкость удачно. Курс упал, сделав путешествия в Россию более привлекательными для гостей из Азии, в частности из Китая. К тому же уменьшившееся желание европейских и американских туристов ехать в Россию вынудило отельеров быть более гибкими в ценовом вопросе.
Источник:
А в сезоне-2015 поток только усилился, туристы из Поднебесной действительно ринулись в Россию, в частности в Петербург. По данным ATOP, за первое полугодие 2015 года город посетили 18 127 китайских туристов, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 252%.
Принимающие компании и отельеры выдохнули (спрос есть, номера не пустуют) и принялись за работу. Но тут выяснилось, что китайский турист не так прост, принципиально отличается от туриста западного, к работе с которым привыкли игроки рынка въездного туризма.
Количество китайских туристов, посетивших Петербург (по данным АТОР)
Источник:

Мыться в ванной? Вы с ума сошли!

Как выяснилось, китайские туристы пытаются сэкономить на размещениии и общей стоимости турпакета. Обычно бронируют не слишком дорогие отели и предпочитают стандартные номера, без дополнительных услуг.
«Гости из Китая по умолчанию размещаются в твинах(две раздельные кровати, такая культурологическая особенность» — говорит Юлия Паслён, территориальный менеджер по туризму отелей Парк Инн в Санкт-Петербурге.
«Так как разница между 3* и 4* не такая большая, многие туристы из Азии предпочитают уровень повыше, но для них также важна цена. Туристы из Гонконга и Тайваня готовы бронировать и «пятерки». Что касается китайских туристов, то им очень важно приобретать пакеты по минимальным ценам», — говорит Ольга Ковалевич, руководитель департамента по въездному туризму турфирмы «Алеан».
«Турист едет достаточно бюджетный. Бронируют китайские туристы, как правило, недорогие отели и минимальное количество экскурсий: обычно это Эрмитаж, Петергоф, Пушкин», — дополняет картину Людмила Кудрявцева, директор туристической компании «Балтик Трэвэл Компани».
Но, невзирая на желание сэкономить, китайский турист еще и достаточно притязателен. Почти как и русский. На этом, правда, сходства заканчиваются.
«Этот рынок очень специфический. Начиная от момента бронирования и оплаты вплоть до приезда туристов. Азиатские туристы очень требовательны. Им непонятно, как в гостинице может не быть той или иной услуги, как может не быть воды в автобусе. Китайские туристы, например, требуют китайских гидов, причем не русских, выучивших китайский язык, а именно китайцев. Для них это важно», — говорит Ольга Ковалевич.
Представители одного из петербургских отелей делятся другими особенностями гостей из Китая: «Китайские туристы предпочитают готовить еду в номере, даже если это запрещено правилами отеля, также у них присутствует нежелание мыться в ванной, для этого они используют пол в ванной комнате».
Удивительно, что при изначальном желании сэкономить на турпакете и экскурсиях турист из Поднебесной действительно готов тратить много денег внутри страны. Например, в магазинах. В этом сходятся все участники рынка. Правда, одни утверждают, что туристическая компания может неплохо заработать на процентах от продаж сувенирного магазина, куда привозят туристов. Другие же утверждают, что все проценты достаются исключительно турлидерам, которые приезжают вместе с группой из Китая, и гидам. Ясно одно — сами магазины точно не останутся без прибыли.
Еще одна особенность — китайцы не слишком самостоятельны и передвигаются исключительно группами в сопровождении гида. Что, в общем-то, понятно. Западный турист сможет как-то разобраться в городе, где появились уже кое-какая информация на английском, да и объясниться он, скорее всего, сможет. У китайского туриста такой возможности нет — на китайском ему никто на улице ничего не скажет, а изъясняться на английском и уж тем более на русском большинство гостей из Китая пока не готово.
Что касается ресторанов, здесь тоже мнения специалистов туристического рынка разошлись: одни говорят, что китайские туристы питаются исключительно в бюджетных ресторанах национальной кухни, другие утверждают, что ей туристы из Азии уже пресытились дома.
«В этом году мы ощутили на себе наплыв туристов из Китая и заранее позаботились: в нашем ресторане есть китайское меню, причем есть пометка на входе об этом. Также мы пытаемся учитывать особенности менталитета гостей из Китая, они приходят дружными компаниями, еду заказывают на стол, им очень интересно попробовать максимум блюд из меню, излюбленными являются суп харчо и шашлыки.  Гости из Китая всегда делают фотографии на память и даже снимают видео», — говорят в ресторане «Мамалыга».

Потратиться и понять

Неудивительно, что сразу на туристическом рынке появились консультанты, которые захотели подзаработать на китайской волне. Специалисты проекта China Friendly, организованного компаниями «Мир без границ» и «Маркетинг Выставки Консалтинг», предлагают участникам туристического рынка помощь в том, чтобы адаптироваться под новых клиентов. Участников программы консультируют по работе с китайским рынком, а потом им необходимо пройти аттестацию.  
Одно из обязательных требований к представителям гостиничной сферы — это наличие чайника и воды в номере. «Китайские туристы привыкли постоянно пить чай», — поясняет Евгения Дунаева, менеджер проекта China Friendly. Среди рекомендаций также наличие пакетов с лапшой быстрого приготовления в номере, но это не обязательно.
Евгения Дунаева также рассказывает, что торговым центрам, желающим пройти аттестацию, необходимо разместить планы эвакуации на английском (обязательно) и на китайском (рекомендуется) языках.
К участию приглашаются туристические компании, отели, музеи, рестораны и торговые центры. Пока присоединились только отели — 16 гостиниц из Москвы и две гостиницы из Петербурга (Park Inn Pulkovaskaya и Park Inn Pribaltiyskaya). А с 1 октября также присоединится отель «AZIMUT Отель Санкт-Петербург».
В уже присоединившихся к China Friendly петербургских отелях говорят, что довольны участием в проекте и добавляют, что гости ценят отношение и заботу, которую проявляют отели по отношению к ним
Впрочем, некоторые специалисты считают, что программа China Friendly не нужна. Гостиницы летом успели пережить наплыв азиатских гостей и более или менее сами уже разобрались, как с ними работать.

Позитивный прогноз не для всех

Рост рынка отмечают многие отельеры, владельцы туристических компаний и даже рестораторы. Да и статистика говорит о том, что поток вырос в 2,5 раза. Однако не все специалисты смотрят на сложившуюся ситуацию с оптимизмом.  
«В этом году количество китайских туристов выросло в 2 раза, и мне кажется теперь, с каждым годом будет увеличиваться такими же темпами. Но конкуренция очень велика. Компаниям приходится демпинговать. Возможно, это бомба замедленного действия, и желание уступить в цене может просто задушить этот рынок», — говорит Людмила Кудрявцева, директор туристической компании «Балтик Трэвэл Компани».
Российские туроператоры также жалуются на давление со стороны представительств китайских компаний. Последние больше всех ужимаются в цене и заставляют российские турфирмы также снижать цены.
У представительств китайских туроператоров здесь несомненное преимущество — они видят цены здесь и могут сравнить их с расценками в Китае. А у российских компаний нет возможности увидеть, по каким ценам предлагают продукт в Китае.
Отсюда и неблагоприятные прогнозы: возможно, будущее этого рынка — за представительствами китайских туристических компаний.